ЛФК - это что за метод? Комплекс упражнений ЛФК после переломов. Лечебная физкультура (ЛФК) Лечение с помощью ЛФК


Лечебная гимнастика - неотъемлемая составляющая медицины. Движение - залог здоровья, роста и развития организма. ЛФК назначается при реабилитации после различных травм и заболеваний.

Она помогает ускорить восстановление. Упражнения выполняют как взрослые, так и дети. Давайте разберемся подробнее, когда и кому это нужно.

ЛФК (лечебная физкультура) - это лечебно-профилактический метод, помогающий в восстановлении организма после болезней и профилактике их развития. Основой, как объясняет расшифровка, выступают физические упражнения. Уровень нагрузки рассчитывают индивидуально с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей. Двигательная активность нормализует работу всех органов и систем, влияет на эмоциональное состояние.

Достоинства, которыми обладает метод ЛФК, следующие:

  • нормализация метаболизма;
  • восстановление водно-солевого баланса;
  • улучшение навыков и их закрепление;
  • уменьшение или устранение болевых ощущений;
  • нормализация кровообращения.

ЛФК помогает укрепить и оздоровить организм, улучшает кровообращение в органах малого таза и предупреждает застойные явления. Инструктор подбирает упражнения индивидуально с учетом состояния пациента. Методика способствует укреплению мышц, положительно влияет на моторную и всасывательную функции.

Существует ЛФК для детей. Что это такое? Речь идет о таких же укрепляющих и оздоравливающих упражнениях, но подбирают их с учетом особенностей детского организма и возраста ребенка. Проводятся они обычно в форме игр.

ВАЖНО! Существуют общие противопоказания к выполнению упражнений. К ним относится тяжелое состояние пациента, боль при физической активности, риски кровотечения, лихорадочные и острые воспалительные патологии, наличие злокачественных опухолей.

Когда может помочь ЛФК

Лечебная физкультура используется в таких направлениях медицины:
  • травматология;
  • неврология;
  • кардиология;
  • гинекология;
  • пульмонология и т.д.

Методы ЛФК активно используют при болезнях пищеварительных органов и печени, в ортопедии, травматологии. Гимнастика помогает устранить сколиоз, остеохондроз и прочие нарушения опорно-двигательного аппарата. В травматологии она помогает в заживлении ран и стимуляции функций пораженных конечностей, устранению патологий костно-мышечного аппарата, суставов, предупреждает контрактуры.

В педиатрии физкультура применяется для предотвращения патологий позвоночника, которыми часто страдают дети. Упражнения важны в восстановлении при патологиях легких. Они способствуют активизации кровообращения и нормализации ритма дыхательных движений, увеличении глубины дыхания. ЛФК используется при болезнях сердечно-сосудистой системы. Реабилитологи также разработали программы, помогающие при пороках сердца, повышенном и пониженном давлении, коронарной недостаточности.

Врач ЛФК

Врач ЛФК - специалист, имеющий высшее медобразование. Его задача - помочь пациенту восстановить свою форму, нарушенную ввиду патологий.

Специалисту надо знать азы физиологии и патофизиологии, быть ознакомленным с методикой лечебного массажа ЛФК. Ему также необходимы некоторые психологические задатки.

В обязанности специалиста входит контроль над проведением физкультуры в месте, где лечится больной. Врач обследует больных, определяется с методикой и формой нагрузки разрабатывает упражнения и режим нагрузки в индивидуальном порядке, определяет возможные противопоказания, отслеживает эффективность процедур.

В обязанности врача входит контроль работы инструкторов ЛФК. Иногда он проводит занятия. Специалист фиксирует назначенную терапию в карте пациента. Обычно работает он вместе с инструктором ЛФК, демонстрирующим выполнение упражнений.

Инструктор ЛФК

Инструктор ЛФК - это специалист, составляющий комплексы упражнений. Он проводит индивидуальные и коллективные занятия в специальном зале, кабинете поликлиники либо палате, наглядно демонстрирует, как выполнять упражнения, ведет контроль над больным. Чаще он работает с пациентами в кабинете для ЛФК и выполняет указания врача, отмеченные в карте пациента. Он отслеживает, насколько хорошо больным переносятся занятия, меряет пульс, фиксирует результативность.

Эффективность занятий определяют по самочувствию больного, пульсу, давлению и иным критериям.

Специалисту надо знать основы физиологии и патофизиологии, быть ознакомленным с методиками упражнений при разных патологиях. Также ему нужно знать противопоказания к активности и азы лечебного массажа.

Методы ЛФК

ЛФК имеет несколько методов и форм. В их числе лечебная и утренняя гимнастика, самостоятельные занятия, терренкур, ходьба, терапия в воде, гребля, скандинавская ходьба, упражнения на тренажерах, игры. Также кроме упражнений ЛФК включает массаж, процедуры закаливания, трудо- и райттерапию (езду верхом).

Гигиеническая утренняя гимнастика может быть показана как больным, так и здоровым. Она проводится утром и помогает взбодриться, устраняя процессы торможения.

Самым популярным вариантом ЛФК является лечебная гимнастика. Она служит для лечения и реабилитации. Различные упражнения способствуют восстановлению нарушений в работе органов и систем. Занятия могут проходить в индивидуальном, малогрупповом (3-5 человек) и групповом (8-15 человек) режиме. В группе должны присутствовать только люди с аналогичной проблемой.

Занятия имеют план и включают три этапа: подготовительный, главный и финальный.

  • Первый этап предполагает подготовку к упражнениям и постепенное включение в работу.
  • Общий раздел включает непосредственно упражнения. Специальные чередуют с общеукрепляющими.

Гимнастический метод является самым популярным в ЛФК. Для деток занятия обычно проводят в игровой форме. Спортивный метод используется ограниченно, преимущественно в санаторно-курортных условиях.

Упражнения часто дополняет массаж ЛФК. Что это? Это лечебный массаж, который способствует устранению болевых ощущений и помогает устранить напряжение мышц. Особенно полезен этот метод при реабилитации после травм. Вибрация, давление и трение действуют. Для достижения лечебного эффекта используются специальные аппараты, но возможно выполнение массажа и руками.

ЛФК: основные правила

Определение ЛФК уже само по себе гласит, что основная задача этого метода - лечение и реабилитация. Чтобы основные цели были достигнуты, необходимо соблюдение ряда правил. Они заключаются в следующем:

  • Очень важна регулярность занятий.
  • Их длительность определяется индивидуально.
  • Уровень физической нагрузки повышается плавно.
  • Упражнения должны сочетаться с правильным дыханием.
  • Важно соблюдение личной гигиены.

К каждому из пациентов нужен индивидуальный подход.

Значение ЛФК в комплексной терапии

Лечебная физкультура назначается для терапии травм и патологий любого происхождения. Движение помогает восстановить организм в целом и поддержать его здоровье.

Самым универсальным действием является тонизирующее. При любой патологии они способствуют возбуждению нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой системы, повышению скорости обменных и иммунных реакций. Трофические действие занятий направлено на стимуляцию процессов восстановления. Если фактически регенерировать орган нельзя, тренировки помогают ускорить формирование рубцовой ткани. Они ускоряют компенсаторную гипертрофию. Ввиду нормализации снабжения кровью рассасываются нежизнеспособные части тканей.

Различные заболевания приводят к замедлению окислительных процессах. Физкультура помогает ускорить их и вернуть нормальную жизнедеятельность организма.

При поражениях конкретной функции отмечается компенсаторный эффект. Упражнения помогают задействовать здоровые системы организма с целью компенсации работы пораженных.

Правильно подобранные и регулярно выполняемые упражнения помогают в быстрой реабилитации при серьезных патологиях. Также они укрепляют организм, повышают иммунитет и улучшают выносливость.

Одной из важной составляющей медицины является лечебная гимнастика. Движение – это основа здоровья, стимулятор роста и развития организма. ЛФК является неотъемлемой частью в период реабилитации, так как упражнения направлены на быстрое восстановление после болезни.

ЛФК (лечебная физическая культура) в медицинской практике — лечебно-профилактический метод, который помогает восстановиться организму после перенесенных заболеваний, а также предупредить их развитие.

Физическая нагрузка для каждого пациента подбирается индивидуально, исходя из возраста, состояния здоровья и других факторов. Двигательная активность восстанавливает функциональность многих органов и систем, влияет на психоэмоциональное состояние пациента.

Основные преимущества занятий лечебной физкультурой:

  1. Нормализация обмена веществ.
  2. Восстановление водно-солевого баланса.
  3. Формирование и закрепление новых навыков.
  4. Снижение болевых ощущений.
  5. Улучшение кровообращения.

Кроме того, лечебная физкультура способствует укреплению и оздоровлению организма, стимулированию кровообращения в малом тазу, а также предотвращает застойные явления в брюшной полости.

Инструктор ЛФК подбирает специальные физические упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Такой метод реабилитации укрепляет мышцы, нормализует моторную, всасывательную функцию.


Лечебные занятия физкультурой применяются в следующих направлениях:

  • Травматология
  • Кардиология
  • Пульмонология
  • Неврология
  • Гинекология

Широко используются методы ЛФК при различных заболеваниях органов пищеварения: колиты, гастриты, язва, патологии печени и др.

В большинстве случаев формы ЛФК применяются в ортопедии и травматологии. Медицинская гимнастика помогает избавиться от сколиоза, остеохондроза и других заболеваний осанки. В травматологии лечебные занятия ускоряют заживление ран, стимулируют функции поврежденных конечностей, помогают при заболеваниях костно-мышечного аппарата и суставов, а также в лечении контрактур.

В педиатрической практике медицинская гимнастика позволяет уменьшить проявление параличей и возможных дефектов позвоночника.

Физические упражнения имеют большое значение в восстановительном лечении при заболеваниях легких. Занятия помогают активизировать кровообращение, восстановить ритм дыхательных движений, увеличить глубину дыхания.

Лечебно-физическая культура активно используется при патологиях сердца и сосудов. К тому же реабилитологами разработаны программы при пороках сердца, коронарной недостаточности, высоком и низком .

Полезное видео — Обзор упражнений, которые нужно выполнять после инфаркта:

ЛФК нашла широкое применение при заболеваниях нервной системы, неврозах, параличах. В гинекологической практике лечебная гимнастика применяется не только в лечении гинекологических заболеваний, но и в дородовом и послеродовом периоде.

Назначается лечебная гимнастика в предоперационный период на брюшной полости и в области грудной клетки. Комплекс включает следующие занятия: правильное диафрагмальное дыхание, дыхательные и общеразвивающие упражнения. Особую ценность ЛФК несет в период реабилитации. Занятия быстро восстанавливают нарушенные функции пострадавшего органа.

Формы и виды ЛФК

К основным формам ЛФК относят:

  1. Утренняя гимнастика. Выполняется в домашних условиях после пробуждения. Упражнения не должны быть трудными и подбираются исходя из степени нагрузки пациента и физического развития. В утренние часы продолжительность занятий около 10-30 минут. Комплекс занятий включает упражнения на различные группы мышц. Полезно сочетать с непродолжительной нагрузкой на свежем воздухе.
  2. Лечебная гимнастика. Занятия гимнастикой направлены на восстановление функции организма или отдельного органа. Каждое занятие имеет вводную, основную и заключительную часть. На первом этапе больного подготавливают к возрастающей нагрузке, а на заключительном – выполняют дыхательные упражнения, а также упражнения направленные на средние мышечные группы. Все это позволяет снизить физическое напряжение.
  3. Упражнения в воде. Гидрокинезотерапия или аквагимнастика положительно влияет на состояние больного. Занятия помогают снять болевой синдром, восстановить нарушение осанки, избавиться от остеохондроза, артроза и других заболеваний опорно-двигательного аппарата. Упражнения могут проводиться со специальными снарядами.
  4. Оздоровительный бег. Один из доступных и простых видов циклических упражнений, который благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой системы. Бег трусцой можно чередовать с ходьбой, дыхательными упражнениями.
  5. Лечебная ходьба. Помогает нормализовать походку после перенесенных травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата и т.д. Дозироваться ходьба может по длине дистанции, скорости передвижения, а также с учетом рельефа местности.

Кроме того, лечебная физическая культура включает комплекс физических упражнений для самостоятельного выполнения, терренкур (дозированная ходьба и восхождения), физкультурно-массовые выступления, экскурсии и праздники. Эти формы применяют после окончательного выздоровления с профилактической целью в санаториях, на курортах и т.д.

Для достижения наилучшего эффекта применяют не 1-2 метода, а целый комплекс в сочетании с массажем, водотерапией.

Большинство упражнений подбираются и выполняются по индивидуальной программе. Занятия могут проводиться индивидуально или с группой. Первый вид занятий обычно проводится для тяжелобольных людей. При индивидуальных занятиях врач может контролировать нагрузку и дозировать упражнения. Во многих случаях более распространен группой метод ЛФК. Формирование групп происходит с учетом заболевания и ее стадии. На занятиях присутствует обычно 10-15 человек, но могут формировать и малокомплектные группы – по 3-5 человек.

Выделяют и консультативный метод проведения ЛФК. Обычно самостоятельные занятия пациент выполняет в домашних условиях, если по некоторым причинам он не может посещать групповые занятия, или продолжает реабилитацию после болезни на дому. Больной осваивает комплекс упражнений под руководством квалифицированного специалиста, а потом продолжает их выполнять дома.

Противопоказания

При выборе упражнений врач учитывает множество факторов: отклонения в психическом развитии, сопутствующие заболевания, которые нежелательно выполнять при основном заболевании.

Занятия лечебной физкультурой противопоказаны в следующих случаях:

  • Кровотечение (наружное или внутреннее).
  • Осложнения после операции.
  • Тяжелое состояние больного.
  • Нарушение сердечного ритма.
  • Высокое артериальное давление.
  • Повышение температуры тела.
  • Новообразования.
  • Ярко выраженный болевой синдром.

Запрещено выполнение лечебных упражнений при повышении СОЭ неизвестного происхождения, прогрессирующих заболеваниях, воспалительно-инфекционных заболеваниях, а также при наличии инородного тела вблизи крупных сосудов. При назначении ЛФК следует учитывать показания и противопоказания, так как с учетом этого подбирается форма и метод лечебной гимнастики.

Лечебная физкультура (ЛФК) – это эффективный и доступный метод восстановления и укрепления здоровья, неотъемлемый элемент реабилитационных мероприятий для людей, переживших травмы, и различные соматические и психические заболевания. Это раздел медицины, что изучает лечение и профилактику различных болезней с помощью методов физкультуры. Лечебная физкультура также раздел физической культуры, где физические упражнения выступают как метод восстановления здоровья и работоспособности человека.

Лечебная гимнастика – это комплекс упражнений для реабилитации после полученных травм, при разных болезнях и также метод профилактики этих болезней. ЛФК использует специально подобранные физические упражнения, а также приемы правильного дыхания Как говорят: «движение – это жизнь», и действительно много целителей, врачей, ученых древности и современности это подтверждали. Главным стимулятором роста, а также развития организма человека являются движения .

Основы и особенности детской лечебной физкультуры

Лечебная физкультура часто применяют в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, а также с лечебным массажем.

Для детей существует особенная детская гимнастика, которая позитивно воздействует на физическое развитие, стабилизирует психоэмоциональное состояние.

  • укрепляет равномерно разные группы мышц ребёнка;
  • совершенствует координацию движений;
  • повышает иммунитет;
  • повышает выработку суставной жидкости, что в свою очередь делает суставы более подвижными;
  • предотвращает развитие нарушений в опорно-двигательном аппарате, а также способствует при лечении уже существующих болезней;
  • повышает настроение;
  • предотвращает ожирению;
  • повышает самооценку;
  • во время проведения групповых занятиях улучшает навыки коммуникации, способствует социализации малыша;
  • улучшает кровообращение и обмен веществ в организме;
  • стабилизирует баланс процессов возбуждения и торможения между нейронами;
  • способствует улучшению самочувствия.

Лечебную физкультуру применяют:

  • Для восстановления и повышения физической активности и работоспособности человека.

  • Для стабилизации и гармонизации психоэмоционального состояния человека.
  • Для улучшения и восстановления общего уровня обмена веществ.
  • Для укрепления мышц тела, и восстановления физической активности человека.
  • Для уменьшения частоты и интенсивности болевых приступов.
  • Для коррекции координации движений и ощущения равновесия.
  • Стимуляция кровообращения и лимфообращения в теле.
  • Разработка приспосабливающих механизмов для компенсации нарушенных физических функций.

В каких сферах медицины применяют лечебную физкультуру?

Все разделы современной практической медицины часто применяют лечебную физкультуру:

  • Как элемент в комплексной терапииотклонений развития и разных заболеваниях у детей (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, эпилепсия, заболевания дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы и т.д.)
  • травматологии (при различных переломах, а также повреждениях мягких тканей)
  • ортопедии
  • неврологии
  • кардиология
  • пульмонологии
  • до и после операционном периоде
  • при лечении заболеваний органов брюшной полости
  • эндокринологии
  • гинекологии и акушерстве.

Противопоказания к применению ЛФК

Очень важно проконсультироваться с лечащим врачом о возможности использования лечебной физкультуры, так как ее применение имеет ряд противопоказаний. Главными противопоказаниями к применению ЛФК является:

  • нарушения психики, а также тяжелое состояние которые являются причиной отсутствия контакта с человеком
  • обострение болезни или его прогрессивное течение
  • усиление сердечно-сосудистой недостаточности
  • тахикардия (более 100 ударов в минуту)
  • брадикардия (менее 50 ударов в минуту)
  • негативная динамика ЭКГ, которая может говорить про нарушения кровообращения в коре головного мозга
  • гипертензия и гипотензия и другие ухудшения состояния.

Особенности детской ЛФК

Для деток ЛФК применяют в наиболее приятной и доступной им форме – игры! Потребность в двигательной активности возникает у каждого ребёнка, а применение методов лечебной физкультуры могут служить реализацией этих потребностей, и одновременно являются профилактикой появления многих заболеваний таких как плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки, ожирение. Систематические занятия лечебной физкультурой способствуют коррекции диагностированных болезней, гармонизируют физическое и психическое развитие ребёнка, активизируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формируют хорошую осанку, и предотвращают появление паталогических состояний. Для деток разного возраста применяют разные методы и уровень нагрузки, широко используя при этом различные игрушки и спортивный инвентарь: гимнастические и обычные мячи, палки, обручи, скамейки, сенсорные дорожки и прочее. На занятиях применяют путешествия-сказки в стихотворной форме, тем самым развивая у детей не только физический компонент, но и речь, фантазию, способствуют развитию коммуникативных навыков, повышают самооценку, настроение, понижают уровень тревожности.

  • При ослабленном иммунитете, когда ребёнок часто болеет ОРЗ
  • Гипперактивность у детей
  • Детский церебральный паралич и другие заболевания опорно-двигательного аппарата
  • ожирение
  • астеническое телосложение

Методики детской ЛФК

В детской ЛФК используют современные и эффективные методики работы:

  • Психогимнастика (игры и этюды для развития внимания, образного мышления, снятия эмоционального напряжения и коррекции поведения);
  • упражнения по развитию мелкой моторики;
  • дыхательные техники;
  • физическая терапия и другие.

На нашем сайте Вы можете приобрести необходимую продукцию для ЛФК - смотрите раздел "Физическое развитие " на Фактор розвитку. Также для специалистов и специализированных центров нами разработан простой калькулятор с перечнем необходимой продукции для кабинета ЛФК.

Основное средство ЛФК - физические упражнения , применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности. К основным средствам относятся - массаж и естественные факторы природы , использование которых усиливает действие физических упражнений и позволяет широко использовать их в различных средовых условиях и вариантах комплексирования. Составной частью ЛФК являются механотерапия, роботизированная техника, трудотерапия .

Физические упражнения делятся на гимнастические упражнения, спортивно-прикладные упражнения, игры.

1 . Гимнастические упражнения представляют собой специаль-но подобранные сочетания естественных для человека движе-ний, разделенных на составные элементы. Применяя гимнас-тические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы, можно совершенствовать об-щую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Они составляют наиболее обширную группу и подразделяются на основе четырех признаков: анатомического, активности выполнения, видового признака, использования предметов и снарядов.

По анатомическому признаку гимнастические упражнения делятся на упражнения для: а) мелких мышечных групп (кисть, стопы, лицо); б) средних мышечных групп (шея, предплечья, голени); в) крупных мышечных групп (бедра, плечи, туловище, таз). Дифференцировать упражнения необходимо в связи с тем, что величина физической нагрузки зависит от количества включенной в движение мышечной массы.

По признаку активности выполнения упражнения делятся на актив-ные (выполняются больным самостоятельно), активно-пассивные упражнения (выполняются комбинированно: самим больным в сочетании с помо-щью инструктора-методиста по ЛФК), пассивные (выполнятся руками инструктора-методиста по ЛФК с волевым усилием больного). На различных этапах реабилитации преобладают соответствующие по степени активности упражнения.

В большей степени предпочтение отдается активным упражнениям, которые в свою очередь, подразделяются на облегченные (на скользящей поверхности, подвесках, в воде), свободные (без силового компонента), с усилением (волевым, отягощением, сопротивлением и др.), на расслабление и растяжение мышц (стрейтч). Пассивные упражнения делятся на выполняемые специалистами по ЛФК и самостоятельное пассивное расслабление мышц. Пассив-ные упражнения назначают для предупреждения тугоподвижности в суставах в случаях, когда больной не может выпол-нять эти движения. Они стимулируют возможность активных движений благодаря рефлекторному влиянию афферентной импульсации, возникающей в кожных покровах, мышцах, суставах.


По видовому признаку (характеру) упражнения делятся на:

а) общеразвивающие, специальные и дыхательные;

б) порядковые и строевые;

в) подготовительные или вводные;

г) корригирующие;

д) упражнения для развития координации движения и равновесия;

е) упражнения в метании и ловле;

ж) упражнения на расслабления;

з) в сопротивлении;

и) висы и упоры;

к) подскоки и прыжки;

л) ритмопластические движения.

Общеразвивающие (общеукрепляющие) упражнения. Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального состояния занимающихся, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают и усиливают лечебное действие специальных упражнений.

Специальные упражнения - и збирательно воздействуют на различные органы и системы, оказывая непосредственное лечебное воздействие. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение лечебных задач — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию сформировавшейся деформации, укрепление окружающих мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения являются специальным.

Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими и дыхательными упражнениями.

Дыхательные упражнения (статические, динамические и дренажные). Ста-тические дыхательные упражнения выполняют в различных ис-ходных положениях без движения ног, рук и туловища. К ним относиться и диафрагмальное дыхание - во время вдоха диафрагма сокращается и опускается, что увеличивает отрицательное давление в грудной полости, и легкие заполняются воздухом. Внутрибрюшное давление при этом повышается и брюшная стенка выпячивается. Во время выдоха диафрагма расслабляется, поднимается, брюшная стенка возвращается в исходное положение. Дина-мические дыхательные упражнения выполняют в сочетании с движениями конечностей, туловища и т.д.

К дренажным относят дыхательные упражне-ния, целенаправленно усиливающие отток экссудата из бронхов (используют их при различных заболеваниях органов дыха-ния). Следует различать дренажные упражнения (дыхательные) и постуральный (позиционный) дренаж - специально заданные положения тела, направленные на отток экссудата по дыхательным путям по принципу «желоба». Дыхательные упражнения оказывают успокаивающее действие при нарушении нервной регуляции различных функций организма, применяются для более быстрого восстановления при утомлении, для разгрузки, отдыха после серии общеразвивающих или специальных упражнений.

Для усиления лечебного действия специальных физических упражнений на ранних этапах реабилитации применяют «лечение положением». Под лечением положением понимается специальная укладка конечностей или туловища в положение противоположное порочному, которое способствует достижению определенного корригирующего положения с помощью различных приспособ-лений (лангеты, фиксирующие повязки, лейкопластырные вытяжения, валики и др.). Такое лечение применяется, чтобы создать позицию, физиологически благоприятную для восстановле-ния функции мышц, что особенно важно для предупрежде-ния развитию дистрофических явлений в суставах и патологических синкинезий,

Идеомоторные упражнения - мысленноевыполнения упражнения (двигательного задания). Улучшают трофику, вызывают реакцию со стороны вегетативных органов, усиливая деятельность кардиореспираторной системы, обмена веществ. Эти упражнения могут сочетаются с пассивными движениями при контракту-рах, параличах и парезах.

Изометрические (статические) упражнения - физические упражнения в виде чередования напряжения и расслабления отдельных мышечных групп без соответствующих движений в суставах; применяются для поддержания нормального функционального состояния мышц конечности, иммобилизированной гипсовой повязкой, для повышения мышечного и сосудистого тонуса.

Порядко-вые и строевые упражнения - построения, повороты и перестроения в сочетании с обычной ходьбой и ходьбой в различных направления. Способствуют улучшению координации движений, вестибулярной функции, совершенствуют навыки в ходьбе, приобретая в некоторых случаях самостоятельное лечебное значение. Их общее влияние соответствует напряжениям умеренной интенсивности, используются на втором и третьем этапах реабилитации. Эти упражнения помогают организации больных при проведении групповых занятий лечебной гимнастикой и применяются в начале и на протяжении каждого занятия.

Улучшают дисциплинированность занимающихся, повышают эмоциональность занятий и прикладное значение. Желательно музыкальное сопровождение этого вида упражнений, если обстановка лечебного учреждения позволяет это сделать. Музыкальное сопровождение упражнений является дополнительным раздражением, поступающим из среды, окружающей человека. Музыка в сочетании с движением становится возбудителем этого движения, облегчая его выполнение.

Подготовительные, или вводные, упражнения подготавливают организм к пред-стоящей нагрузке. Их выбор зависит от задач занятия, а также от уровня физической подготовленности больного. Применение направлено на обеспечение постепенной подготовки больного к предстоящей более высокой нагрузке, имеющей место в основной части занятия лечебной гимнастики. Подготовительные упражнения следуют за порядковыми и составляют содержание первой части занятия. К подготовленным упражнениям относятся различные элементарные общеразвивающие упражнения, вовлекающие в активную деятельность ограниченные мышечные группы и осуществляемые в медленном или среднем темпе и предъявляющие организму больного небольшую физическую нагрузку (отдельные упражнения для рук, ног, туловища). Упражнения обычно применяются в трех основных исходных положениях - лежа, сидя, стоя.

Подготовительные упражнения используются без предметов и снарядов, с предметами и в показанных случаях на снарядах.

Корригирующие упражнения направлены на профилактику или уменьшение дефектов осан-ки, исправление деформации позвоночника, грудной клетки, стоп, нередко сочетаются с пассивной коррекцией (вытяжением на наклон-ной плоскости, ношением корсета, массажем). К ним относят разнообразные физические упражнения, выполняемые из определенного исходного положения, обусловливающего строго локальное воздействие. Эти упражнения сочетаются с силовым напряжением и растягиванием. Например, при выраженном грудном кифозе (кифотическая осанка) кор-ригирующее воздействие оказывают физические упражнения, направленные на укрепление мышц спины - исходное положение лежа на животе, стоя, растягивание и рас-слабление грудных мышц - исходное положение лежа на спине; при плоскостопии — укрепление мышц голени и стопы - исходное положение сидя.

Упражнения на координацию движений и в равновесии при-меняются для тренировки вестибулярного аппарата при гипер-тонической болезни, неврологических заболеваниях, в травматологии, Вы-полняются в основных исходных положениях: основная стой-ка, на узкой площади опоры, стоя на одной ноге, на носках, с открытыми и закрытыми глазами, с предметами и без них. Широко применяются баланс-платформы различной конфигурации, упражнения на стабилоплатформе. К этой группе упражнений относятся упражнения, формирующие бытовые на-выки, утраченные в результате того или иного заболевания: застегивание пуговиц, шнурование обуви, зажигание спичек, открывание замка ключом. Упражнения, восстанавливающие координацию мелких мышечных групп верхних конечностей - лепка, сборка детских пирамидок, мозаики и т.п.

Упражнения в метании и ловле . К упражнениям в метании относятся броски и ловля мячей малого и большого диаметра, различного веса набивных мячей. Упражнения в метании развивают силу мышц пояса верхних конечностей и туловища, ловкость, точность, координацию движений, мышечно-суставное чувство. Расширяется диапазон положительных эмоций, повышается интерес к занятиям; в ряде случаев они способствуют решению и специальных задач, например при травмах верхних конечностей. Повышение трудности упражнений достигается увеличением расстояния до цели, расстояния между партнерами и выполнением бросков в движении.

Упражнениями на расслабление - активно осуществляемые расслабления различных групп мышц. При выполнении упражнений в движение могут вовлекаться отдельные сегменты тела (кисть, стопа), конечность в целом и сочетано конечности и туловище. Их действие направлено на нормализацию повышенного тонуса мышц, наблюдаемого при различных патологических проявлениях (болевые контрактуры, спастические парезы и т. д.), и улучшение общей координации движений. Эти упражнения применяются для снижения повышенного тонуса артериальных сосудов. Используются в сочетании с упражнениями с локализованным мышечным напряжением и упражнениями на растягивание и координацию.

Воздействие на кортикальные процессы и вегетативные функции соответствует напряжениям малой или умеренной интенсивности. При недостаточном овладении больным техникой физических упражнений наблюдаются скованность, повышение тонуса мышц и неадекватное усиление кортикальных и вегетативных функций. Расслабление наиболее полноценно осуществляется непосредственно после напряжения мышц. Если последнее вызвало местное утомление, то расслабление способствует ускорению течения восстановительных процессов.

В практике лечебной гимнастики используется и методика постизо-метрической релаксации мышц (ПИР). В основе методики лежит рефлекторный механизм понижения мышечного тонуса после предварительного напряжения мышцы. Сущность, которого заключается в сочетанном кратковременном (5-10 с) изометрическом напряжении минимальной интенсивности с пассивным растяжением мышцы в последующем (в течение 5-10 с). Повторение таких сочетаний проводится 3-6 раза. В результате в мышце возникает стойкая гипотония и исчезает исходная болезненность.

Упражнения в сопротивлении применяются на втором и третьем этапе реабилитации. Они способствуют укреплению мышц, повышают их элас-тичность, оказывают стимулирующее влияние на сердечно--сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое руками инструктора-методиста по ЛФК или здоровой конечностью. Упражнения, связанные с преодолением сопротивления в момент разгибания руки, осуществляются за счет работы разгибателей; упражнения же в сопротивлении, такие как перетягивание, выполняются за счет работы мышц сгибателей.

Возможность избирательного влияния преимущественно на отдельные мышечные группы (сгибатели, разгибатели, отводящие, приводящие мышцы) позволяет широко использовать эти упражнений при мышечной гипотрофии . Величина сопротивления зависит от решаемых задач на занятиях лечебной гимнастикой. После выполнения упражнений с сопротивлением необходимо применять упражнение на расслабление мышечных групп или дыхательные упражнения.

Висы и упоры включаются в комплекс лечебной гимнастики. Физиологическая ценность данных упражнений заключается в определенном силовом напряжении. Висы применяются в двух видах: чистые и смешанные . Чистые висы находят ограниченное применение в рамках лечебной физкультуры. Их использование допустимо лишь при благополучном состоянии сердечно-сосудистой системы, поскольку они сопровождаются задержкой внешнего дыхания и создают неблагоприятные условия для функционирования центрального аппарата кровообращения. Фиксированная грудная клетка при чистом виде вызывает натуживание, сопровождающееся повышением внутригрудного давление, задержкой притока венозной крови к сердцу, способствуя проявлению застойных явлений, особенно в венозной системе головы и шеи и в малом круге кровообращения.

Чистые висы применяются в целях укрепления и растяжения мышц рук и плечевого пояса, развития объема движений в суставах верхних конечностей, разгрузки и вытяжения позвоночника при отсутствии противопоказаний со стороны сердечно-сосудистой системы. Чаще их используют в практике корригирующей гимнастики с детьми и подростками, при восстановлении функции верхних конечностей, нарушенной на почве травматических повреждений. Завершают выполнение упражнений в чистом висе упражнения на расслабление работавших мышечных групп или дыхательные с целью снижения общей физической нагрузки.

При выполнении смешанных висов участвуют мышечные группы рук, ног и туловища при обязательном захвате снаряда руками и опорой ног, это позволяет равномерно распределять усилие на все мышечные группы, не вызывая значительного силового напряжения и задержки дыхания. Благодаря умеренной нагрузке успешно используются в лечебной гимнастике. При помощи упражнений в смешанных висах укрепляют мышцы рук, ног и туловища, развивают движения в суставах конечностей и позвоночника, избирательно увеличивают физическую нагрузку на различные мышечные группы и удачно сочетают ритм движений с дыханием.

Различают упоры чистые и смешанные. Чистый упор - упор на спинки стульев, кроватей и др. - имеет применение преимущественно при травмах нижних конечностей. Смешанные упоры имеют частое применение. В отличие от висов, укрепляющих сгибатели, упоры развивают силу разгибателей. В лечебной гимнастике используют упоры кистями о рейку гимнастической стенки на уровне плеч, груди; упоры о спинку кровати, стула, о стол и упор кистями на полу.

Подскоки и прыжки . Прыжки вовлекают в работу крупные мышечные группы нижних конечностей (преимущественно), выполняются обычно в быстром темпе, что создает большую нагрузку на основные системы организма, являясь в то же время сложным координационным упражнением. В связи с этим они чаще применяются при занятиях с детьми и подростками или лицами молодого возраста и ограниченно - при занятиях с лицами зрелого и особенно пожилого возраста. Целевая направленность применения прыжков: тренировочное воздействие на организм, повышение тонуса, развитие быстроты реакции и координации движений. В отдельных случаях для специального воздействия например, при консервативном лечении камней мочеточника при отсутствии противопоказаний. Различают прыжки на месте и с перемещением вперед, назад, в сторону, с поворотом.

Характерной особенностью ритмопластических упражнений является ритмичность и пластичность движений, которые могут выполняться на месте, с перемещением, без снарядов, со снарядами и предметами (гимнастическая палка, булава, обручи, шарфы, флажки и др.) с музыкальным сопровождением. Ритмопластические упражнения характеризуются закругленностью, мягкостью и плавностью движений. Наиболее показаны эти упражнения для детей и подростков, в женских группах. Применение ритмопластических упражнений дает хороший терапевтический эффект когда нужно снизить напряженность нервно-психической сферы, создать бодрое настроение, отвлекающее больного от болезненных переживаний.

По признаку использования предметов и снарядов упражнения делятся:

а) без предметов и снарядов;

б) с предметами и снарядами (палки, гантели, булавы, мячи надувные и набивные, эспандеры и др.);

в) на снарядах (гимнастическая стенка, скамья, бревно и др.).

К этим упражнениям относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах и тренажерах, которые особенно активно используются с оздоровительными и реабилитационными целями. На занятиях лечебной гимнастикой широко используются следующие предметы: гимнастические палки, резиновые бинты, различные мячи (включая набивные), булавы, гантели, утяжелители, эспандеры, скакалки и др. Для повышения эффективности занятий лечебной гимнастикой сконструировано большое количество разнообразных снарядов , простейших приборов и приспособлений.

Это - валики простые и комбинированные, полувалики, лестнички, блочные приборы, ступенчатые цилиндры и др., с помощью которых можно усиливать развитие функции движений в различных суставах верхних и нижних конечностей, при травматических повреждениях центральной и периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Традиционный перечень снарядов состоит из: гимнастической стенки, гимнастической скамьи, наклонной плоскости, бревна, колец. Применение снарядов направленно на разнообразие содержания занятия, на увеличение физической нагрузки, на преимущественно избирательное воздействие упражнений на отдельные мышечные группы и суставы; на облегчение техники выполнения упражнений.

2. Спортивно-прикладные упражнения восстанавливают или совершенствуют сложные двигательные навыки, оказывают общее оздоровительное действие на организм больного . Спортивные упражнения эффективны для восстановления общей выносливости, обеспечивают максимальное улучшение обменных процессов, являются средством тренировки и выработки компенсаторных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, весьма эмоциональны по своему содержанию и методу проведения. Спортивные упражнения соответствующие показаниям занимают ведущее место на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации.

Из спортивно-при-кладных упражнений в лечебной физической культуре наибо-лее часто используют ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения в равновесии, поднимании и переносе тяжести, до-зированную греблю, ходьбу на лыжах, катание на коньках, ле-чебное плавание, езду на велосипеде, лазание по гимнастичес-кой стенке и канату. Эти упражнения используются на завершающем этапе реабилитации и способствуют окончательному восста-новлению поврежденного органа и всего организма в целом, воспитывают у больных настойчивость и уверенность в своих силах.

Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, оказывает воздействие на весь организм в целом благодаря ритмичному чередованию напряжения и расслабления мышц, улучшает крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ. Ходьба является неотъемлемой частью большинства занятий лечебной гимнастикой наряду с бегом. С лечебной целью бег используется как при начальных проявлениях некоторых заболеваний, так и в стадии выздоровления. Методика его использования зависит от состояния сердечно-сосудистой системы и степени адаптации к физическим нагрузкам. Бег сочетается с ходьбой различного темпа. По мере адаптации организма к предлагаемым нагрузкам число и длина пробегаемых отрезков постепенно увеличиваются.

Прыжки относят-ся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяе-мым в период выздоровления. Необходимо постепенно подводить занимающихся к выполнению прыжков, предварительно выполняются упражнения для укрепления мышц ног, особенно связочного аппарата голеностопного сустава. Необходимо обращать внимание больных на мягкость приземления. В лечебных целях преимущественно используются подскоки, упражнения со скакалкой. Упражнения в метании помогают восстанавливать коорди-нацию движений, улучшают подвижность суставов, увеличи-вают силу мышц конечностей и туловища, скорость двигатель-ных реакций. В занятиях лечебной гимнастикой используются набивные мячи, диски, копья, мячи с петлей, гранаты.

Лазанье используется в виде передвижения при помощи рук и ног по гимнастической стенке, по наклонной или вертикальной лестнице, реже по канату или шесту. Упражнения в лазанье развивают силу рук, ног, туловища, улучшают координацию движений и подвижность в суставах верхних и нижних конечностей. Ползание в лечебных целях применяется преимущественно в упоре стоя на коленях - коленно-кистевая или коленно - локтевая стойки, которые способствуют разгрузке позвоночного столба от действия силы тяжести и улучшают его подвижность.

Эти упражнения изменяют соотношение высоты положения таза и пояса верхних конечностей в сочетании с движением рук и ног, оказывают локальное воздействие на различные отделы позвоночного столба. Ползание положительно влияет на функцию внутренних органов у больных с заболеванием желудочно-кишечного тракта и с гинекологическими заболеваниями, нарушениями осанки. Ползание следует чередовать с дыхательными упражнениями и упражнениями в расслаблении мышц пояса верхних конечностей.

Гребля в ЛФК применяется для общей тренировки, отра-ботки ритмичности движений, способствующих выработке глу-бокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних и нижних ко-нечностей, туловища и подвижности позвоночника. Повыше-ние внутрибрюшного давления при гребле положительно влияет на пищеварение и тканевый обмен. Тренировки на открытых водоемах оказывают оз-доровительное влияние на весь организм.

Лыжные прогулки повышают мышечный тонус организма, улучшают работу кардиореспираторной системы, тренируют вестибулярный аппа-рат, улучшают настро-ение, способствуют нормализации состояния нервной системы, так же как и катание на коньках. Используются на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации и рекомендуются достаточно тренированным лицам, владеющим навыками катания на лыжах и конь-ках.

Упраж-нения в воде (в бассейне) находят большое применение в практике лечебной физической культуры. Теплая вода способствует расслаблению мышц, уменьшению спастичности, снижению тяжести тела и отдельных его частей, облегчению выполнение упражнений. Физические упражнения в воде показаны при травмах, нарушениях и заболеваниях опорно-двигательногоаппарата, остеохондрозах, спондилезах, при пара-личах и парезах., заболеваниях органов дыхания.

С общеоздоровительной целью, а также для укрепления мышц и развития движений в суставах нижних конечностей использу-ется езда на велосипеде, которая тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вестибулярный аппарат, закаливает организм.

3. Игры в ЛФК подразделяются в порядке возрастания нагрузки на четыре группы:

1) на месте;

2) малоподвижные;

3) подвижные;

4) спортивные игры (крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис, баскетбол и др.) и их элементы.

Игры направлены на воспитание у боль-ного решительности, настойчивости, сообразительности, лов-кости, смелости, дисциплинированности, положительно воздействуют на работу всех органов и сис-тем организма. В зависимости от степени подвижности применяются на всех этапах реабилитации.

Лечебный массаж является эффективным средством для лечения различных заболеваний и повреждений, позволяет восстанавливать нормальную деятельности всего организма. Для каждого заболевания разработаны методики массажа, которые основывается на причинах и патогенезе заболевания, клинических форм его проявления, специфики действия тех или иных приемов массажа на организм. Массаж входит в комплекс лечебных мероприятий, проводимых в различных лечебно-профилактических учреждениях - больницах, санаториях, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, реабилитационных центрах.

Естественные факторы природы рассматриваются как хорошее дополнение других средств ЛФК В разных формах присутствуют при выполнении физических упражнений. К числу таких факторов относят солнце, воздух и воду. Наиболее полно их действие на организм вместе с ЛФК реализуется, в санаториях, профилакториях и домах отдыха, на курортах. Здесь движение, солнце, воздух и вода выступают как мощный лечебно-оздоровительный комплекс.

Под трудотерапией понимается восста-новление нарушенных функций с помощью специальных по-добранных трудовых процессов. Существует три вида трудоте-рапии: общеукрепляющая, восстановительная, профессиональ-ная. Общеукрепляющая трудотерапия повышает жизненный тонус больного, создает психологические предпосылки для вос-становления трудоспособности; восстановительная — направ-лена на профилактику двигательных расстройств больного и восстановление утраченных функций; профессиональная — вос-станавливает нарушенные производственные навыки, прово-дится на заключительном этапе восстановительного лечения.

С физической точки зрения она восстанавливает или улучшает мышечную силу и подвижность в суставах, нормализует кровообращение и трофику, приспосабливает и тренирует больного для использования остаточных функций. С психологической точки зрения трудотерапия развивает у больных внимание, вселяет надежду на выздоровление, сохраняет физическую активность. Правильно организованная трудотерапия наиболее действенна в отношении социальной и трудовой реабилитации больных.

Механотерапия — это восстановление утраченных функций с помощью специальных аппаратов. Применяется главным об-разом для предупреждения контрактур (тугоподвижности) су-ставов. Особенностью механотерапии являются дозированные, ритмически повторяемые упражнения на специальных аппаратах или приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (тренажеры).

Упражнения на механоаппаратах способствуют улучшению крово- и лимфообращения, обмена веществ в мышцах и суставах, восстановлению их функции. Упражнения на тренажерах приводят к увеличению ударного и минутного объема крови, улучшению коронарного кровоснабжения и легочной вентиляции, повышению физической работоспособности. Они могут использоваться при нарушениях жирового обмена, хронических неспецифических заболеваниях органов дыхания (вне обострения) и при сердечно-сосудистых заболеваниях (без недостаточности кровообращения), а также с оздоравливающими целями.

Упражнения на тренажерах приобретают все большее рас-пространение в ЛФК и при реабилитации больных и инвали-дов. Применение тренажеров позволяет точно дозировать на-грузку и развивать разные физические качества: выносливость, силу мышц и др. Для тренировок сердечно-сосудистой систе-мы применяются: велотренажеры (ножные и ручные), лыж-ный и гребные тренажеры, третбаны (бегущая дорожка), и др. Для развития силы различных групп мышц существует большое разнообразие тренажеров: блоковые, силовые - стековые, пневматические и др.

Основоположником механотерапии принято считать Густава Цандера (1835-1920), разработавшего 74 механотерапевтических аппарата, с возможностью строго дозировать сопротивление при выполнении физических упражнений- прототипы современных тренажеров. Наряду с европейскими странами, в нашей стране в 1897 году в Ессентуках был открыт Цандеровский механотерапевтический институт, единственный, сохранивший в работающем состоянии аппараты до настоящего времени.

Совершенствование тренажеров продолжается, каждый год появляются новые или совершенствуются предшествующие модели. В теории и практике оздоровительной и лечебной физической культуры и реабилитационных технологий принято различать две дополняющих друг друга группы тренажеров: кардиотренажеры (циклические или аэробные тренажеры) и силовые тренажеры. Некоторые тренажеры совмещают в себе признаки обеих групп.

Современный этап развития данного направления физической реабилитации связан с внедрением в клиническую практику специальных роботизированных тренажеров , с широкими возможностями моделирования тренировок. Режим моделирования: от полностью пассивных до различной степени активности упражнений, при осуществлении непрерывного компьютерного анализа и контроля двигательного участия пациента.

Специально подобранные комплексы упражнений являются способом лечения многих заболеваний у взрослых и детей. Особенно велика роль таких занятий для детского организма, который еще находится в стадии формирования опорно-двигательного аппарата, мышц и связок. Лечебная физкультура для детей и взрослых – способ исправить нарушения осанки, предотвратить развитие многих заболеваний и сформировать здоровый образ жизни на будущее.

Особенности и задачи лечебной физкультуры для детей

ЛФК решает задачи лечения заболевания с помощью движения, применения упражнений, которые стимулируют организм на борьбу с патологией. Зная особенности развития болезни, ее влияния на организм, формируется комплекс ЛФК, помогающий справиться с последствиями и помочь ребенку восстановиться.

ЛФК для детей решает и другие проблемы, кроме борьбы с конкретным заболеванием:

  • укрепляет иммунную систему;
  • вырабатывает правила общения в группе;
  • закрепляет гигиенические навыки;
  • повышает адаптационные возможности;
  • стабилизирует нервную систему;
  • вырабатывает правильную осанку, ведь в детском возрасте она находится еще в стадии формирования.

Наибольшее значение имеют регулярные занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки у детей. При повышенной возбудимости и эмоциональности упражнения способствуют торможению и стабилизации нервных импульсов, улучшают сон и аппетит.

Общее укрепление мышечного корсета повышает сопротивляемость к инфекциям, делает организм более способным противостоять нервным стрессам и любым заболеваниям.

Главной особенностью течения хронических заболеваний у ребенка является замедление физиологических темпов роста, а также отставание в развитии.

Важно ! ЛФК в педиатрии не только борется с последствиями заболевания, как у взрослых, но и восполняет присущую детям необходимость в движении, активных играх, не давая чрезмерной нагрузки на больной организм.

Занятия лечебной физкультурой для детей строятся на основе следующих принципов:

  • регулярность – обеспечивает постоянное улучшение функций организма и возможность увеличения нагрузки;
  • индивидуальный подход – позволяет учитывать возраст, особенности заболевания и физического развития ребенка;
  • постепенность – задания должны быть доступны, усложняться постепенно;
  • многофункциональность – ЛФК решает не только задачи лечения конкретного заболевания, но и общего укрепления организма;
  • обучение расслаблению и дыхательная гимнастика;
  • занятия, особенно для младшей группы, строятся по игровому принципу – имитируют движения животных, мультперсонажей.

Многие родители уверены, что закалить ребенка может только спорт. Постепенное увеличение нагрузок при ЛФК у ослабленных, страдающих серьезными хроническими заболеваниями малышей помогает укрепить здоровье и сделать первые шаги к спорту.

Дозированные нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка помогают преодолеть последствия болезни, сделать его крепким и уверенным в себе. Дошкольники активны, подвижны, любят бегать и двигаться, поэтому правильно выбранный комплекс ЛФК с игровыми элементами, шведскими стенками и интересными снарядами способен увлечь их и принести настоящую пользу.

При каких детских заболеваниях и отклонениях применяют лечебную физкультуру

Оздоровительные комплексы ЛФК показаны детям при большинстве заболеваний. Специальные упражнения учитывают негативное влияние конкретного заболевания на органы и системы и поддерживают организм.

До года

Нарушения обменных процессов (рахит, гипотрофия), пупочные грыжи, метеоризм лечат с использованием специальной лечебной физкультуры для детей до года, которая состоит из массажных действий и пассивных движений. Это укрепляет мышцы малышей, улучшает кровоснабжение и состояние кожи. Занятия рекомендованы с 2 месяцев, когда заканчивается гипертонус мышц.

С помощью ЛФК и массажа малышам до года лечат вывихи и подвывихи тазобедренного сустава, кривошею.

Патологии органов дыхания

Среди всех заболеваний у детей – это самая многочисленная группа. Сюда входят как серьезные патологии – бронхиальная астма, пневмония, бронхит, так и простые ОРВИ. ЛФК помогает укрепить мышцы грудной клетки, увеличить объем легких, повысить иммунитет. Лечебная физкультура для детей-астматиков позволяет сократить число приступов за счет улучшения вентиляции легких и контроля спазма бронхов.

Заболевания костно-мышечной системы

Малая подвижность, долгое время, проводимое за компьютером, становятся причиной многочисленных деформаций позвоночника и грудной клетки у школьников. Для этой группы заболеваний ЛФК является главным и лучшим способом корректировки осанки. Поскольку костяк еще не сформировался, то исправить его нарушения несложно.

Регулярные занятия помогают выработать правильное положение корпуса, а укрепление мышц – удерживать его в физиологическом положении. Лечебная физкультура при сколиозе у детей должна проводиться регулярно, только в этом случае происходит остановка деформации и улучшение осанки. При плоскостопии у детей лечебная физкультура эффективна в сочетании с массажем.

Регулярные занятия ЛФК в детском возрасте помогают облегчить течение многих заболеваний. Они назначаются при заболеваниях внутренних органов:

  • мышечных дистрофиях;
  • пиелонефрите;
  • ревматизме;
  • ожирении;
  • анемии;
  • сердечных заболеваниях и сосудистых патологиях;
  • врожденных пороках сердца;

При энурезе лечебная физкультура для детей является способом снять перевозбуждение нервной системы, повысить тонус мышц и улучшить метаболизм в тканях.

Основные методики проведения ЛФК

Основным правилом при подборе комплекса является его соответствие возрасту и возможностям ребенка. Общеукрепляющие упражнения составляют обязательную часть занятий, к ним добавляют тренировки в соответствии с патологией.

Методы проведения лечебно-оздоровительных мероприятий используются разные:

  • индивидуальные занятия со специалистом;
  • групповые занятия с детьми одного возраста;
  • ЛФК по профилю заболевания в группе;
  • домашние тренинги после консультации со специалистом и подбора комплекса.

Самым маленьким (до года) показаны рефлекторные действия и массаж. Малышам более старшего возраста – обязательное включение игровых элементов.

В комплексе всегда присутствуют упражнения:

  • активные;
  • статические – на удержание положения тела в рекомендованной позе;
  • дыхательные;
  • на растяжку;
  • на координацию;
  • со снарядами;
  • на расслабление.

Одной из основных задач ЛФК является преодоление отставания в развитии, вызываемое болезнью.

Комплексы упражнений

Сколиоз, нарушение осанки

Ребенка учат снимать нагрузку с позвоночника, формируют осанку, укрепляют мышечный корсет. Выполняются задания в положении стоя, лежа, на четвереньках. Одним из главных направлений является обучение правильной технике дыхания, которая нарушается из-за патологии позвоночника.

Полезны занятия перед зеркалом, чтобы можно было контролировать положение тела. Выполняются разные виды ходьбы:

  • с высоким поднятием колен;
  • с поворотами корпуса;
  • с поднятием рук и разведением их в стороны;
  • с изменением скорости движения;
  • на пятках и носках попеременно.

Из положения лежа делаются:

  • «велосипед»;
  • подъем ног;
  • скручивающие повороты вправо и влево;
  • прогибания с упором на голову и пятки.

Очень полезны упражнения с гимнастической палкой – заведение рук назад, прогибания и наклоны корпуса. Снаряд помогает фиксировать положение спины.

Упражнения на четвереньках разгружают позвоночник, снимают напряжение мышц, полезна ходьба с имитацией движений животных.

Плоскостопие

Раннее начало занятий помогает дошкольникам в будущем избежать неприятных последствий плоскостопия – болезней суставов, мышц и сосудов голеней, а также позвоночника. Полезны упражнения:

  • ходьба на носках и наружном участке стопы;
  • хождение по мелким камням и препятствиям, узкому бревну;
  • захватывание пальцами стопы мелких предметов, ткани;
  • ходьба босиком по земле и траве.

В детском возрасте можно остановить развитие плоскостопия и избежать осложнений, если заниматься регулярно.

Астма

Комплексное лечение бронхиальной астмы невозможно без ЛФК. Для астматиков комплекс состоит из следующих видов упражнений:

  • дыхательная гимнастика;
  • надувание шаров;
  • звуковая гимнастика с произнесением на выдохе определенных слогов;
  • тренировка удлиненного выдоха;
  • лыжные прогулки;
  • подвижные игры.

Во время занятий инструктор учит расслаблять дыхательные мышцы, тренируют длинный выдох, диафрагмальное и межреберное дыхание.

Правила проведения занятий и выполнения упражнений

Для каждого заболевания и возрастной группы имеются свои особенности формирования комплексов и выполнения упражнений. Поэтому необходим совет специалиста, занятия следует начинать с методистом ЛФК. Видео лечебной физкультуры для детей поможет малышу понять, что занятия интересны и увлекательны, а родители проверят, все ли они запомнили в комплексе.

При любом заболевании во время выполнения нужно придерживаться следующих правил:

  1. Начинать занятия с разминки, далее основной специальный комплекс, в конце – упражнения на расслабление.
  2. Обязательным элементом является дыхательная гимнастика, которая показана при любом заболевании.
  3. Нагрузку и число повторов увеличивают по рекомендации врача и постепенно.
  4. Не делают резких движений.
  5. Нельзя заниматься при плохом самочувствии и болевом синдроме.
  6. Упражнения не выполняют после приема пищи, и если ребенок голоден.

Заниматься следует в проветриваемых помещениях, в хорошую погоду лучше перейти на улицу. Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста выполняется с игровыми элементами, заданиям дают смешные названия, копируют знакомых малышам героев и животных.

Важно ! Регулярность занятий – необходимое условие лечебного действия ЛФК.

Противопоказания к занятиям

  • острые формы заболеваний;
  • обострения хронических;
  • плохое самочувствие;
  • ухудшение состояния после занятий;
  • угроза или наличие кровотечения;
  • пороки сердца в декомпенсированной форме;
  • любые виды недостаточности – сердечная, почечная;
  • температура выше 38°;
  • астматический статус.

Большинство отводов от занятий носят временный характер. При любом заболевании и состоянии ЛФК помогает детям преодолеть последствия болезни.

Упражнения лечебной физкультуры для детей подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей. Занятия в группах развивают коллективизм и соревновательный дух. Индивидуальные тренировки в большей степени учитывают потребности конкретного пациента и особенности его состояния.

Любой вид ЛФК способствует борьбе с болезнью, укреплению иммунитета, делает детей более сильными, выносливыми, защищает от простудных заболеваний и инфекции. Родители должны поддерживать детей в занятиях, тренироваться вместе с ними. Хорошим дополнением к занятиям будут пешие прогулки, катание на лыжах или плавание.

Упражнения