Теория и методика фитнес тренинга. Методическая разработка на тему: Современная теория и методика тренировки по футболу

Приветствую, Вас, уважаемые читатели! Нередко посетители тренажерных залов думают, что достаточно просто поднимать тяжести и сами собой. Если бы все было так, а не иначе, то профессиональному спортсмену не требовалась бы целая команда тренеров, методистов и ученых.

Теоретические основы спортивной тренировки зародились более 2000 лет назад, когда в Греции стали проводить спортивные состязания, называемые Олимпийскими играми. К этому времени принадлежат трактаты древнегреческих ученых, в которых уже тогда обсуждались методы спортивной тренировки атлетов.

Тренировка не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Ведь она представляет собой не только набор упражнений и определенную программу их выполнения. В основу плодотворного тренинга также входит теоретическая и психологическая подготовка, принцип индивидуализации нагрузки и подстройка тренировочного процесса под конкретные цели.

Даже составив себе хорошую программу упражнений, вы столкнетесь с понятием методов спортивной тренировки. Они, по сути, определяют то, в какой манере вы проведете свою тренировку.

Современные методы, в отличие от древнегреческих, приобрели более оформленный вид. С их классификацией я вас сейчас и ознакомлю.

Общепедагогические методы

Словесные методы

Тренер спортсмена должен сперва объяснить атлету цель и задачи тренинга. Обсудить моменты, связанные с техникой выполнения упражнений, стилем выполнения движений и проанализировать уже достигнутые результаты. При необходимости смотивировать спортсмена к предстоящей тренировке.

Такие взаимоотношения должны присутствовать не только в профессиональном спорте, но и в обычных фитнес центрах, между персональным тренером и его клиентом.

Наглядные методы

Здесь справедливо выражение: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К примеру, новичку в зале будет сложно объяснить технику выполнения упражнения. В таком случает тренеру стоит наглядно продемонстрировать правильную биомеханику движения.

И я каждый раз в своих статьях призываю вас к наглядным методам, когда прошу смотреть видео с правильной техникой выполнения упражнения.

Практические методы

Метод строго регламентированного упражнения

Сюда входит освоение техники упражнения и методы развития физических качеств.

Освоение техники упражнения

Освоение техники может проводиться путем дробления сложного движения на простые составные части и последовательной проработкой каждой части в отдельности. Но такие методы редко применяются в фитнесе и бодибилдинге.

Для железного спорта характерна проработка техники всего упражнения одним махом или замена базового движения на аналогичное в тренажере. Последний метод называется имитационным. Например, чтобы лучше понять движение штанги в приседаниях, можно сперва выполнить упражнение в тренажере Смита.

Методы развития физических качеств

Методы развития физических качеств в свою очередь можно разделить на следующие.

Непрерывный равномерный метод

В пример можно привести кардио тренировку. То есть непрерывную работу в течение определенного времени, направленную в основном на развитие аэробных качеств и выносливости для конкретного вида спорта. Причем важно то, что упражнение выполняется в постоянном ритме (медленном, среднем или быстром). Недостаток этого метода в быстрой адаптации организма к нагрузкам.

Непрерывный переменный метод

Здесь нагрузка может варьироваться в процессе выполнения упражнения, что сделает тренировку более интересной и разнообразной. Организм не сможет быстро адаптироваться к нагрузке, так как вы можете удивлять его на каждой тренировке.

Интервальный метод

Заключается в чередовании интервалов интенсивной работы и отдыха. Причем отдых строго оговорен. Примером может случить интервальное кардио, которое, как вы знаете, эффективно расходует калории, но в то же время рекомендуется только подготовленным атлетам. Отдых может длиться от 15 секунд до 3 минут, в зависимости от продолжительности интенсивной части упражнения.

Повторный метод

Основной метод, который используют бодибилдеры. После выполнения определенного количества повторений следует отдых до восстановления. Время отдыха строго не регламентировано, но даже если оно определено, то этого времени достаточно для восполнения энергетических ресурсов. В других видах спорта такой метод применяется для моделирования соревновательных нагрузок.

Метод круговой тренировки

Введение такого метода в свой тренировочный график позволит увеличить расход калорий и разнообразить тренировочный процесс. строгие промежутки работы и отдыха, индивидуализация нагрузки, последовательное задействование различных групп мышц.

Игровой метод

Дает возможность развить спортивные навыки в процессе игры. Такой метод популярен почти во всех видах спорта и активно используется при подготовке к соревнованиям. Даже в бодибилдинге можно применить такой метод, но лишь в качестве разнообразия и не чаще чем 1 раз в месяц.

Если вы не догадались, как можно применить этот метод в зале, то подсказываю. Найдите партнера по тренировке, выберете упражнение и устройте состязание «лесенка». Выберете определенный вес снаряда и выполняйте упражнение по очереди, с каждым разом увеличивая число повторений. Проиграет тот, кто первым не сможет выполнить необходимое число повторов.

Соревновательный метод

При подготовке к соревнованиям нужно дать организму нагрузку близкую к соревновательной. Это вызывает серьезные сдвиги в различных системах организма и стимулирует его адаптационные ресурсы. А также может служить контрольным методом уровня подготовки спортсмена. Правила соревнований на тренировке можно изменять, чтобы акцентировать внимание на конкретных навыках.

Какой вывод можно сделать, друзья? Тренировка — комплексный и многогранный процесс, в ходе которого спортсмен , но и психологические качества. Многообразие методов является тому подтверждением.

А я на этом с вами прощаюсь. Учите теорию и применяйте её на практике. Не забывайте делиться статьями с друзьями. До скорых встреч!

Вконтакте

Характеристика физического состояния.

Физическое состояние - совокупность показателей характеризующих физическое развитие, функциональное состояние и физическую подготовленность.

Показатели физического состояния:

  • 1. Параметры деятельности функциональных систем организма
  • 2. Уровень физической работоспособности (основной показатель по пробе Руфье)
  • 3. Показатели антропометрии (длинна, масса тела, диаметры, окружности, ЖЕЛ, ручная и становая динамометрия

Уровни состояния:

  • 1. Высокий
  • 2. Выше среднего
  • 3. Средний
  • 4. Ниже среднего
  • 5. Низкий

Понятие оздоровительной тренировки (ОТ)

Специфические принципы ОТ

  • 1. Всестороннего воздействия упражнений. Предусматривает подбор упражнений способствующих одновременному решению нескольких задач
  • 2. Индивидуализация. Методы, средства, форма ОТ подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями. (корректирующие упражнения, рефлекторные упражнения, ритмопластические
  • 3. Доступности. Содержание ОТ зависит от уровня ФП и подготовки
  • 4. Систематичности. Рациональное чередование нагрузок и отдыха тренировочного процесса.

Средства ОТ

Аэробные упражнения - это упражнения выполнение которых обеспечивается энергией за счет процессов окисления с участием, при интенсивности 140-15- уд/мин., продолжительностью от 15-40 мин

Анаэробные - выполнение которых обеспечивается энергией за счет расщепления креатинфосфата или гликогена до образования молочной кислоты, не требующие снабжение кислорода при интенсивности 1705 уд/мин и выше, продолжительностью от 10 сек - 6 мин

Влияние аэробных упражнений.

  • 1. Способствует росту энергетического потенциала (митохондрий)
  • 2. Укрепляет сердечную мышцу
  • 3. Увеличивает ЖЕЛ
  • 4. Снижают содержание холестерина в организме (ЛНП - липопротеины низкой плотности), увеличивают (ЛВП - липопротеины высокой плотности).
  • 5. Укрепляют костную, мышечную системы
  • 6. Активизируют деятельность ЦНС

Методы проведения ОТ

Название метода

Характеристика метода. Используется для..

Регламентированного упражнения

Точная регуляция движений, нормирования нагрузки и интервала отдыха

Совершенствования физических и психических качеств, снижения эмоциональной напряженности, повышение толерантности

Соревновательный

Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков в экстремальных ситуациях (внимание, перключение внимания, оперативное мышление, оперативная память..)

Индвидуально- деятельного

Создание системы контроля которая обеспечивает управление процессом ОТ

Компоненты нагрузки в ОТ

1. Уровень - степень сдвигов в организме вызванных упражнениями.

Выделяют 4 типа нагрузки:

  • - Чрезмерная
  • - тренирующая
  • - поддерживающая
  • - незначительная
  • 2. Интенсивность - сила воздействия упражнений

Показатели: скорость; мощность работы; ЧСС; Энергетическая стоимость упражнений

В практике: В практике ЧСС для выполнения продолжительных упражнений рассчитывается по формулам:

ЧСС для начинающих = 170 - возраст

ЧСС для занимающихся в течении 2 лет = 180 -возраст

ЧСС сорев. = 180 - Ѕ возраста

Объем и интенсивность имеют обратную зависимость.

3. Объем - длительность

Показатели: время выполнения упражнений, длина преодолеваемой дистанции, вес отягощений, кол-во выполняемых упражнений

Определение Рациональной нагрузки.

  • 1. Определить УФС по пробе Руфье
  • 2. Провести максимальный тест
  • 3. Упражнения выполняют по 2-3 серии
  • 4. Определить кол-во упражнений в одной серии

Для УФС в, в-с - 50% от ma[

Для УФС с. - 40% от макс

Для Уфс н. - индивидуально

Интенсивность нагрузки определяют исходя из энергетической стоимости упражнений

МЕТ - величина энергетических затрат ккал/мин.

Структура учебно- тренировочного занятия ОТ состоит из:

  • 1. Подготовительная
  • 2. Основная - до 40 мин(проведение сложной работы)
  • 3. Заключительная - восстановление организма до исходного пульса

Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий

Самоконтроль - систематические самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, физического развития, физической подготовленностью и их динамикой.

Субъективные - самочувствие, сон, желание заниматься упражнениями, аппетит физический аэробный тренировка

Объективные - ЧСС, Артериальное давление, Частота дыхания.

Способы самоконтроля:

  • 1. ЧСС за 15 с утром и вечером в положении лежа
  • 2. Показатели состояния организма утром за 15 сек(лежа)
  • 3. Разговорный тест - аэробный тест…в процессе движения разговаривать*

Показатели состояния организма:

Мужчины ЧСС - менее 50(отлично); 50-65 - хорошее; 66-75 - удовлетворительно; более 76- слабое.

Женщины - менее 55 отличное; 55-70 хорошо; 71-80 удовлетворительно; более 81 - слабое.

Требования к самоконтролю

Наблюдение необходимо проводить ежедневно.

Проведение проб и тестирование желательно осуществлять в одно и то же время: утром за 1,5 - 2 часа до или после прием пищи, через 4-6 часов после занятия.

Критерии эффективности ОТ

Оценка функционального состояния:

  • 1. Сердечно - сосудистой системы
  • 2. Дыхательной системы
  • 3. Вестибулярного аппарата
  • 4. Опорно-двигательного аппарата
  • 5. Оценка осанки
  • 6. Оценка массы тела.

Понятие функциональной пробы

Это дозированная нагрузка позволяющая оценить функциональное состояние организма.

Оценка функционального состояния ССС. Проба Руфье = 4(Р 1 +Р 1 + Р 3) - 200/10

Оценка: Меньше 34 с - удовлетворительное Свыше 40 с - отлично.

Оценка Функционального состояния вестибулярного аппарата с помощью пробы Ромберга.

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Методика: наклон вперед с касанием руками пола (ноги прямые)

Оценка массы тела

Направленной на развитие выносливости, выразившаяся в развитии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, митохондриального аппарата и, как следствие, совершенствовании механизма ресинтеза АТФ за счет окисления, значительно сократит период восстановления и синтеза белковых структур после высокоинтенсивной тренировки с отягощениями. Ведь именно окисление играет ведущую роль в обеспечении энергией энергоемких синтетических процессов, инициированных этими тренировками.

Развитие вышеперечисленных факторов, определяющих размер мышцы, будет результатом различных адаптационных процессов, которые, в свою очередь, будут инициированы различными по характеру нагрузки тренировочными воздействиями. Посвящая мезоциклы преимущественному решению тех или иных задач и последовательно их чередуя, можно обеспечить достаточно длительный и непрерывный прогресс в достижении поставленной задачи-максимум.

В настоящее время в практике фитнес-тренинга, периодизируя тренировочную
программу, в основном используют две методики.

Первая методика предполагает последовательную смену тренировочных программ, имеющих законченную форму и четкие границы начала и конца занятий по этим программам. Каждая такая программа, имеющая постоянную, соответствующую текущему функциональному состоянию клиента величину нагрузки, отличается от других в основном объемом и интенсивностью. Продолжительность каждого такого мезоцикла, во время которого ваш клиент занимается по одной программе и, соответственно, воздействует на соответствующие этой программе системы своего организма, как правило, составляет от двух до четырех месяцев. По окончании каждого мезоцикла следует недельный перерыв, во время которого клиент проводит лишь аэробные тренировки небольшого объема и низкого уровня интенсивности. Задача таких периодов - физическое и психическое восстановление организма, «самозалечивание» микротравм мышечной и соединительной ткани.



Динамика изменения нагрузки в рамках одного мезоцикла может выглядеть достаточно разнообразно. Самый распространенный вариант - линейное повышение нагрузки, происходящее в основном за счет увеличения веса отягощения. Спортсмен старается реализовать на практике принцип перегрузки, пытаясь на каждой тренировке увеличить вес отягощений. При этом, как справедливо отмечает в своей книге «Думай» Стюарт Мак Роберт, важна не столько скорость увеличения веса отягощений, сколько само наличие этой прогрессии. Поэтому видится разумным, при приближении к своему генетически заданному пределу в развитии силовых способностей, использовать для дополнительного отягощения штанги или гантелей диски как можно меньшего веса (т. н. разновески). Объем нагрузки при таком способе организации тренировок в рамках одного мезоцикла, как правило, не меняют.

Более эффективны схемы, при которых в рамках одного мезоцикла динамика изменения нагрузки имеет волнообразную форму, повышаясь в начале и середине цикла, выходя на пиковый уровень во второй половине и снижаясь к концу цикла. В этом случае мы избегаем состояний стрессовых ситуаций резкого сокращения или повышения нагрузок. Форма такого волнообразного изменения нагрузок может быть как плавной, с постепенным их уменьшением или снижением, так и ступенчатой, при которой идет смена микроциклов с нагрузкой разной величины. Во втором случае микроциклы могут быть продолжительностью от одной до трех недель и носить втягивающий, базовый, ударный или восстановительный характер. Следует отметить, что во время ударного микроцикла может наблюдаться как повышение уровня ведущей функции (на фоне, однако, накапливающегося переутомления организма в целом), так и ее снижение в результате проведения тренировочных занятий в состоянии недовосстановления. Такое состояние в течение ограниченного периода времени допустимо, однако вслед за ударным микроциклом должен обязательно следовать восстановительный микроцикл, сниженный уровень нагрузок во время которого позволит избавиться от этих негативных факторов.

Лекция № 6

При обучении двигательным действиям используют следую­щие методические принципы: сознательность и активность; нагляд­ность; систематичность; последовательность; постепенность; ин­дивидуализация .

Принцип сознательности и активности. Чтобы в совершенстве овладеть техникой изучаемого двигательного действия, обучаю­щийся должен сознательно и целеустремленно применять свои способности для достижения как конечной цели, так и поэтап­ных целей, преодолевая трудности и неудачи. Процесс обучения нереален без активного участия обучающегося в нем, невозмож­но обучить равнодушного, а тем более ленивого.

Активность подразумевает осмысленность изучаемого материала, понимание значения каждого элемента движения, контроль за движением, анализ ошибок и поиск путей их устранения.

Необходимо помнить, что сознательность и активность в процессе обучения базируются на организованности и дисциплинированности занимающихся. Педагог, давая волю активности занимающимся, обязан контролировать, координировать и регулировать процесс их обучения.

Принцип наглядности - создание определенного понятия, созерцание внешней картины движений и выявление простейших механизмов движения в том или ином элементе техники. Образ разучиваемого двигательного действия создается только за счет зрительного восприятия, но и за счет ощущений пухового и вестибулярного анализаторов. Совокупность этих ощущений со словесным описанием действия в центральной нервной системе создает полную картину двигательного действия.

Необходимо помнить, что один человек лучше воспринимает через зрительный, а другой - через слуховой анализаторы.

Большое значение для принципа наглядности имеет обратная связь: выполнение изучаемых движений перед зеркалом, использование видеосъемок и т.п. Следует также учитывать, что в млад­шем возрасте ведущую роль занимает чувственное восприятие, даваемое посредством образов и образных представлений. Взрослея, человек не только приобретает знания и развивает аб­страктное мышление, у него повышается роль образного слова. Нужно помнить, что для любого возраста принцип наглядности имеет первостепенное значение.

Принцип систематичности или повторности выполнения дви­гательных действий непосредственно связан с достижением совер­шенной техники движений. Двигательное действие, особенно слож­ное по технике, изучается и закрепляется только при многократ­ном его повторении через оптимальные промежутки времени.

Систематичность выполнения двигательного действия форми­рует следовой эффект в ЦНС и создает оптимальную интеграль­ную, функциональную систему данного действия (по П. К.Анохи­ну). Необходимо помнить, что повторное выполнение действия должно начинаться прежде, чем начнут «исчезать следы» от пре­дыдущего исполнения.



Для более эффективного изучения двигательных действий не­обходимо помнить о следующих положениях : изучаемое действие закрепляется и совершенствуется только при повторном его выполнении; выполнение двигательных действий приводит к мышечному утомлению и утомлению ЦНС, поэтому необходимо время для отдыха и восстановления сил; во время выполнения двигательных действий и после ни организм начинает приспосабливаться к условиям нагрузки, происходят изменения, которые сохраняются некоторое время, по этому их надо подкреплять.

Таким образом, при обучении двигательным действиям они должны иметь оптимальную повторяемость выполнения и оптимальный промежуток времени между ними для восстановления, чтобы сохранить положительные сдвиги от предыдущих действий следует помнить, что изучаемые двигательные действия большой нагрузки в большей степени влияют на мышечную работу, а сложно-технические действия и двигательные действия, обладающие высокой психической напряженностью, - на психическую работоспособность, и в первую очередь на ЦНС.

Принцип последовательности в процессе обучения заключается в таких правилах: «от усвоенного - к неусвоенному», «от простого - к сложному», «в соответствии уровня развития физических качеств требованиям технического исполнения двигательного дей­ствия».

Техника двигательного действия, изучаемая впервые, всегда опирается на уже знакомые, изученные движения. Поэтому необходимо расширять диапазон простых двигательных действий, на которые впоследствии можно опереться при изучении новых видов техники.

Понятия «простые» и «сложные» движения относительны. Но­вое, незнакомое простое двигательное действие может быть дос­таточно сложным, но и в то же время сложное техническое дей­ствие, опирающееся на ряд уже знакомых, изученных действий поддается обучению быстрее и проще.

Простота и сложность также зависят не только от координаци­онной сложности, но и от проявления физических усилий для выполнения двигательного действия. Также необходимо учитывать психологический фактор двигательного действия, особенно при его обучении, когда надо преодолеть чувство боязни, страха.

Порой, перед изучением техники двигательного действия, не­обходимо довести до определенного уровня развитие тех или иных физических качеств, требуемых для успешного овладения техни­кой. Поэтому всегда надо подбирать те упражнения для обучения, которые соответствуют уровню физического развития обучающе­гося, и по мере необходимости подтягивать его слабые стороны физической подготовленности.

Принцип постепенности напрямую связан с применением фи­зических нагрузок в процессе обучения и усложнением техники выполняемых двигательных действий.

Следует всегда помнить, что чрезмерная нагрузка негативно влияет на организм новичка, поэтому необходимо подбирать для него оптимальные нагрузки. Сложностью подбора оптимальных нагрузок является то, что величина нагрузок зависит от многих факторов: пола спортсмена, его возраста, уровня тренированнос­ти и других.

Нельзя забывать, что однообразные, постоянно применяющи­еся упражнения вызывают адаптацию организма к ним, поэтому эффективность от их исполнения снижается. Чтобы расширить двигательный диапазон, надо применять разнообразные, но схо­жие по структуре упражнения, направленные на решение основ­ной задачи. Нагрузку необходимо чередовать по объему и интен­сивности, постепенно ее увеличивать, чтобы происходило при­выкание организма.

В процессе обучения принцип постепенности должен реализо­вываться по прямолинейно-восходящей линии, чтобы не было скачкообразных движений или ступенчатости. Постепенно пере­ходить от одной отработанной детали к последующей, порой воз­вращаясь к предыдущей, не пропускать неизученные или слабо изученные элементы движений, которые могут отрицательно по­влиять на изучение последующего движения - вот основные по­стулаты принципа постепенности. Иногда ошибка предыдущего движения, порой незначительная, приводит к серьезной ошибке в последующем движении или сказывается на технике целостного двигательного действия.

Процесс обучения неразрывно связан с каждым конкретным учащимся, а значит, мы обязаны учитывать его индивидуальные особенности. Принцип индивидуализации в обучении возникает: с различным уровнем подготовленности; с половыми и возраст­ными различиями; с анатомо-физиологическими особенностя­ми индивидуума; его психологическими особенностями и раз­личной степенью реагирования организма каждого человека на процесс обучения; с индивидуальным стилем обучения самого педагога.

Индивидуализация процесса обучения не означает обучение по схеме «один педагог - один ученик», хотя на этапе высшего спортивного мастерства она применяется довольно часто. На на­чальных этапах обучения, когда еще обучающиеся не проявили своих способностей, наиболее эффективно групповое обучение. Но даже при групповом обучении преподаватель индивидуально выявляет ошибки в технике и помогает их исправить.

Пока двигательные действия просты и усваиваются всей груп­пой, никто не выделяется. В дальнейшем, когда одни будут усваи­вать и выполнять действия лучше и быстрее, а другие - хуже и медленнее, постепенно происходит переход к индивидуальным заданиям.

Особое внимание при обучении двигательным действиям надо обращать на половые различия. Если в младшем и частично среднем возрасте девочки по своим физическим качествам и способ­ностям не отличаются от мальчиков, а порой и превосходят их, то в период полового созревания девочки стесняются выполнять упражнения вместе с мальчиками, замыкаются, а иногда прекра­щают заниматься спортом. В этот период надо переходить на индивидуальное обучение, или формировать группу по половому признаку. Надо учитывать особенности женского организма и не использовать те методы и средства обучения, которые применя­ются у мужчин.

Как похудеть