Термин рекреация означает в физкультуре. Средства физической рекреации

Принципы рекреационной тренировки

Для достижения наилучшего результата в рекреационной тренировке следует придерживаться следующих принципов

Доступность

«не навреди»

Биологическая целесообразность

Программно-целевой

Интеграция

Индивидуализация

Учет половых различий

Учет возрастных изменений в организме

Красота и эстетическая целесообразность

Биоритмическаяструктура

Цель и задачи физической рекреации

Общая цель физической рекреации -- укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5--15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

  • 2. Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом -- смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник -- в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).
  • 3. Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса явля­ются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти заня­тия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Женщины -- быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им также помогают физические упражнения.
  • 4. Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это относится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удоволь­ствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмо­циональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

5. Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни -- «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи -- выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них -- гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п. В последние годы появились новые увлечения, которые носят рекреационный характер -- дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, различных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды -- одиночек или группы людей, их пола, возраста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из критериев культуры личности.


Подобные документы

    Теоретические основы рекреации. Функциональные ориентации рекреационной деятельности: лечебно-оздоровительная; познавательная; спортивная; садово-дачная. Туризм как составная часть рекреации. Формы и виды туризма, их классификация по различным критериям.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Использование рекреации. История образования первых особо охраняемых природных территорий России относится еще к петровским временам. Сейчас это целая система, объединяющая несколько десятков тысяч ООПТ федерального, регионального и местного уровней.

    учебное пособие , добавлен 11.12.2008

    Понятие и оценка влияния культурной политики на развитие туристской индустрии и городской рекреации. Культурная политика г. Перми с 2007 по 2011 гг. Проект и направления создания новых экскурсионных маршрутов в связи с изменением культурной жизни города.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2012

    Социально-экономические условия развития рекреации и туризма в Тюменской области, население и структура экономики региона. Особенности природных ресурсов и культурно-исторический потенциал. Виды, проблемы и перспективы развития туризма в регионе.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Понятие, специфика и классификация услуг рекреации и туризма. Анализ развития и организации туристической сферы у Крыма, его место в международной и украинской туристической системе. Оценка преимуществ отдыха в Украине в сравнении с курортами Европы.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Утомление в изолированном нервно-мышечном аппарате. Изменение физиологических функций организма при его развитии. Циклические упражнения как средство рекреации. Сравнение уровня физического восстановления у спортсменов, использующих плавание и бег.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Виды туристских путешествий в РФ. Понятие "этнического туризма" и его классификация. Недостатки современного сценария развития рекреации на Русском севере. Посещение этнических или фольклорных деревень как одно из перспективных направлений этнотуризма.

    реферат , добавлен 20.01.2015

    Понятие рекреации и туризма. Экологическое просвещение. Влияние агротуризма на природу. Агротуризм в системе национальной экономики. Понятие "агротуризма". Виды экологического туризма. Классификация агротуризма по видам транспорта. Объекты агротуризма.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Виды досуговой деятельности человека. Исторические и культурные предпосылки организации досуга в англоязычных странах. Место индустрии досуга в культурной жизни общества. Специфика организации досуга в Соединенных Штатах Америки в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2014

    Понятие о курортном деле и курортологии. Определение места санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению РФ. Курортные факторы: понятие, классификация, возможности использования в лечебных и оздоровительных целях. Понятие о рекреации.

Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших функций туризма и реализуется в форме рекреационной деятельности человека с помощью анимационных программ.

Рекреационная и культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности с целями отдыха и восстановления физических и духовных сил, а также социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей, уровня двигательной активности и физической подготовленности.

Туризм и рекреация как наиболее быстроменяющийся рынок услуг требует появления и развития новых специфических форм рекреационной и культурно-досуговой деятельности, а, следовательно, и подготовки специалистов анимационной деятельности (аниматоров, технологов и рекреологов) в сфере рекреации и туризма.

Физическая рекреация , согласно В.М.Выдрину с сотрудниками (1983-1991), представляет собой органическую часть физической культуры, нерегламентированную двигательную активность, которая направлена, в конечном счете, на оптимизацию физического состояния человека, нормализацию функционирования его организма в конкретных условиях жизни. Он отмечает, что формирование этого состояния обеспечивается специализированной двигательной деятельностью за счет: 1) удовлетворения физиологических потребностей в движении; 2) активизации функций организма с помощью движений; 3) профилактики неблагоприятных воздействий на организм человека; 4) компенсации сниженных или временно утраченных функций организма; 5) удовлетворения потребности в развлечении, удовольствии, наслаждении; 6) переключения с одного вида деятельности на другой вид.

Направленность физической рекреации на компенсацию сниженных или временно утраченных функций организма совпадает с аналогичной функцией двигательная реабилитация (Е.П. Ильин, 1987; С.П. Евсеев и др., 1996; Ю.Ф. Курамшин и др., 1999, 2003). Однако это совпадение носит скорее семантический характер, поскольку в случае с физической рекреацией речь идет о функциональной компенсации после перенапряжений, переутомления, перетренировки человека, а применительно к двигательной реабилитации нужно, очевидно, говорить о компенсации функций после каких-то увечий, патологий. В связи с этим возникает необходимость выделения специфических признаков каждого вида физической культуры, что весьма важно для решения проблемы их социально направленного использования.

Социальная суть физической рекреации пока недостаточно изучена, а потому, соответствующим образом не обоснована, не обобщен в должной мере и опыт ее использования россиянами. Кроме того, не бесполезно обратиться к европейскому и американскому опыту.

Отметим, что процесс создания теории физической рекреации еще далек от завершения.

Термин "рекреация" введен римлянами. Он образован от латинского "гесreato", означающего восстановление.

В отечественной науке данный термин появился в середине XX века и теперь употребляется в трех основных значениях.

Первоначально под рекреацией подразумевались праздники, каникулы, способ заполнения свободного времени. То есть речь шла преимущественно о рекреации как форме развлекательного время провождения. В этом значении не выделялись какие-либо ее феноменологические характеристики, виды, структурно-компонентный состав, а основная ее функция сводилась к обеспечению эмоционального наполнения свободного времени.

В педагогике под рекреацией понимается специально отведенное в учебном заведении помещение, где учащиеся посредством подвижных игр снимают психическое и интеллектуальное напряжение, переключаются с одного вида деятельности на другой.

Отечественный социолог А.С. Орлов (1995) определяет рекреацию как "специфический вид биологической и социальной активности субъекта, сопровождающейся переживанием им рекреационного эффекта".

Рекреация означает любые формы свободной, добровольно принятой, доступной, сознательно выполняемой двигательной деятельности, направленной на познание и преобразование человеком природы, общества и самого себя, самореализацию и самосовершенствование (Ю.Е. Рыжкин, 1997). Существенным моментом является фактор свободного времени. Именно в рамках его скорее возможна рекреация.

ВЭнциклопедии туризма (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, 2000) рекреация определяется как «1)расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил; 3) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

Рекреация (от лат. recreatio – возвращение к здоровью, восстановление) – биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил, которые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни.

Рекреация стала широко использоваться на промышленных предприятиях в форме производственной гимнастики для снятия психического напряжения, восстановления временно сниженных психофизических функций человека.

В выделенных значениях рекреация тесно связана с профессиональным образованием (Г.Н. Пономарев, 2003) и трудовой деятельностью. Она представляется как способ восстановления сущностных сил человека, затраченных в процессе физического и умственного труда, и тем самым рассматривается в тесной связи с повышением адаптационных возможностей организма человека. О связи между рекреацией и профессиональной деятельностью человека подчеркивается также в энциклопедической литературе (БЭС. – Т.21. – С. 617; Всемирная энциклопедия, 1976. – Т.2 – С. 2003; Британский энциклопедический словарь, 1984. – Т. 19. – С. 15-16; Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер, 2001 и др).

Физическая рекреация – это восстановление, выздоровление и отдых, связанные с физическими упражнениями. Но кроме этих упражнений ее составляют другие виды деятельности, досуга и т.п. (С.В. Березкина, О.В. Глухова, 2003).

Рекреация (Л.В. Курило, 2006) – процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма (рис.1.1). Поэтому ныне рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление.

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых – это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека. Наиболее продуктивным отдыхом считается сон. Потребность человека в отдыхе неотделима от его противоположной потребности – активности. Отдых может быть реализован через активные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека.

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечении и т.д.

В подходах к пониманию досуг а до сих пор нет полного единства и одновременно существуют три позиции: 1) деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее время» рассматриваются как одно и то же; 2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»; 3) досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения, не связанные с развитием личности.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают.

Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат (Советский энциклопедический словарь, 1989).

Досуг – время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений (Г.А. Аванесова, 2006).

В действующем Трудовом Кодексе Российской Федерации (Часть 3, раздел 5, глава 17) дается понятие времени отдыха и перечисляются виды времени отдыха. В соответствии со ст. 106 ТК РФ под временем отдыха понимается «время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению». Следовательно, время отдыха работник использует для удовлетворения своих личных потребностей, интересов, для восстановления затраченных сил. В соответствии со ст. 107 ТК РФ «видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска».

Культурно-досуговая деятельность – это специфическая активность людей во время досуга. Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.

Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, т.е. конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий.

Рекреацию следует изучать как многостороннее целостное социальное явление. В этом аспекте Б.В. Евстафьев (1985) утверждал, что родовым понятием для физической рекреации является не физическая культура, а "рекреация". В структуре же физической культуры она представлена как ее вид. В этом качестве физическая рекреация несет в себе мощный оздоровительный эффект, который может непосредственно отражаться в улучшении не только физического, но и психического, социального здоровья человека (А.С. Орлов, 1995; В.Я. Суртаев, 1995; Ю.Е. Рыжкин, 2003; J. Dumazedier, 1974; М. Kaplan, 1975; S. Iso-Ahola, 1980; R. Kraus, 1984; J.R. Kelly, 1987 и др.).

При всей неоднозначности толкования термина "физическая рекреация", многоаспектности его понятийного наполнения можно выделить следующие основные его категории. Эти категории физической рекреации в разной содержательной интерпретации обозначаются практически во всех существующих ее дефинициях, независимо от научных дисциплин и научных школ, ее изучающих.

Ю.Е. Рыжкин (2003), проанализировав различные толкования физической рекреации, выделил следующие основные категории : двигательная активность, субъект-объект двигательной активности, условия и способы функционирования физической рекреации, рекреационный эффект.

Двигательная активность . Активность человека в сфере физической рекреации имеет деятельностный характер и рассматривается как способ выражения и удовлетворения основных его потребностей.

Известно, что одной из естественных потребностей человека является потребность в движении, в двигательной активности. Ее удовлетворение – необходимое условие функционирования физической рекреации, без соблюдения которого она теряет всякий смысл и становится неким аморфным явлением.

Двигательная активность предполагает использование двигательного потенциала человека, сформированности у него необходимых двигательных способностей. Все это отражает существенные признаки физической рекреации, позволяющие отличить ее от других видов рекреации, где преобладает психическая (интеллектуальная) активность.

Субъект-объект двигательной активности. Физкультурно-рекреационная деятельность – практическая преобразующая деятельность в соответствии с имеющимися теоретическими представлениями о ней. Она имеет свой объект, в качестве которого выступает ее носитель – человек. Взаимодействие человека с внешней средой носит объективный характер. При этом он одновременно выступает как субъект за счет своей преобразовательной деятельности, внося этим в нее свое индивидуальное своеобразие. Субъектно-объектные отношения выступают другой базисной категорией физической рекреации.

Условия и способы функционирования физической рекреации . К базовой категории физической рекреации относятся условия ее функционирования. Физкультурно-рекреационная деятельность человека осуществляется в свободное время, главным образом в сфере досуга. При этом предполагаются доступность условий ее проявления, добровольность участия и преимущественно самодеятельные начала. Добровольность и самостоятельность проявляются в отсутствии внешнего принуждения, что предоставляет возможности для самовыражения и индивидуального своеобразия человека, а также в многообразии предоставляемых форм физической рекреации.

Содержание физической рекреации составляет специфическая форма досуга. Досуг – это сфера жизнедеятельности человека, которая характеризуется большим количеством предоставляемых рекреационных услуг для реализации множества потребностей человека (физических, культурных, эстетических, экологических, нравственных, религиозных и др.), а также огромным разнообразием средств и способов их удовлетворения. Все это обеспечивает проявление индивидуальности каждого человека соразмерно его мотивам, интересам, возможностям и способностям.

Рекреационный эффект . В.М. Выдрин (1989) одним из системообразующих признаков физической рекреации выделяет ее конечный результат – рекреационный эффект, достигаемый посредством ее эффективного использования человеком. Рекреационный эффект – следующая основная категория физической рекреации. Относительно понимания рекреационного эффекта имеется множество точек зрения, вполне объяснимо, так как физическая рекреация является предметом изучения многих научных дисциплин, различных научных направлений, и каждая наука рассматривает конечный результат со своих позиций.

Можно выделить следующие аспекты рекреационного эффекта:

· оздоровительный эффект, проявляющийся в оптимизации функций организма человека и состояния его физического здоровья;

· образовательный эффект, связанный с расширением двигательных и познавательных способностей человека, актуализацией его резервных возможностей;

· воспитательный эффект, обеспечивающий формирование положительного отношения человека к необходимости ведения здорового образа жизни. Данный эффект содействует рациональной организации досуга, самопознанию, самореализации потенциальных способностей, проявлению индивидуальности и самобытности человека;

· социальный аспект обусловливает приобретение и обогащение социального опыта, формирование чувства принадлежности к определенной социальной группе и умение создать собственный имидж, повышение социального статуса в обществе;

· социально-психологический эффект, расширяющий возможности неформального общения, формирования социально-психологичес-кой компетентности, оптимизации эмоционального состояния человека;

· "физкультурный" эффект, выражающийся в проявлениях физической культуры личности, качественном освоении ею ценностей физической культуры, способности к преобразовательной и созидательной деятельности в сфере физической культуры;

· социально-экономический эффект, связанный с совершенствованием трудовых навыков, подготовкой к профессиональной и оборонной деятельности.

Выделенные аспекты рекреационного эффекта проявляются системно. При этом может иметь место, либо их равный удельный вес, либо доминирование одного или нескольких из них в зависимости от целей, задач рекреационной деятельности, конкретных условий ее осуществления, а также индивидуальных потребностей и возможностей человека.

Выделенные категории физической рекреации – базовые и представляют собой специфические ее признаки, без которых физическая рекреация не может существовать как объективный социальный феномен.


Похожая информация.


Формы физической рекреации

Согласно такому многообразию признаков физической рекреации выделяются и разные ее формы:

v рекреационная физическая культура,

v рекреативная физическая культура,

v рекреация спорта,

v рекреация туризма,

v оздоровительная физическая рекреация,

v физкультурно-производственная рекреация и др.

В основу разных форм кладутся разные признаки, значение многих из которых просто обозначается, а некоторые из них рассматриваются как синонимичные понятия .

Такой аналитический путь попытки создания теории физической рекреации допустим, но он не может дать ответ на вопрос: все ли перечисленные признаки, виды и формы имеются в необходимом и достаточном количестве, что вносит определенную путаницу и затрудняет восприятие физической рекреации как системного явления.

Частные задачи физической рекреации

Частные задачи физической рекреации весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

Ш Активный отдых . Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5--15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

Ш Перемена вида и характера деятельности . Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом -- смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник -- в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

Ш Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса являются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти занятия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Женщины -- быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им так же помогают физические упражнения.

Ш Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции так же является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Ш Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения , которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это отно­сится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве, этому способствует физической рекреации.

Ш Многим видам физической рекреации сопутствует большое удовольствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмоциональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Ш Развитие индивидуально привлекательных физических способностей . Одни -- "качают" силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи -- выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них -- гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.

За последние годы появились новые увлечения, которые носят рекреационный характер -- дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, различных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды -- одиночек или группы людей, их пола, возраста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из критериев культуры личности.

В официальных документах, в сообщениях средств массовой информации эту область деятельности часто называют массовой физкультурой. Это неверно. Во-первых, самой массовой является та деятельность по физической культуре, которая осуществляется в учебных заведениях и армии. Именно там присутствует масса. Во-вторых, физическая рекреация должна ориентироваться не на массу, а на каждого человека, исходя из его вкусов, интересов, наклонностей, и именно он лично определяет виды, формы, продолжительность занятий физическими упражнениями.

Можно согласиться с тем, что существуют массовые формы физической культуры, которые ориентированы на привлечение большого количества людей, как в качестве участников, так и зрителей (спартакиады, забеги, праздники и т.п.). Они выполняют важную агитационно-пропагандистскую функцию, способствуют вовлечению в занятия двигательной деятельностью многих людей.

В сфере физической рекреации используются общие методы, однако с акцентом на индивидуальные особенности (пола, возраста, наклонностей, вкусов, состояния здоровья и степени физического развития занимающихся) и строгим дозированием нагрузки. Особое значение при индивидуальных занятиях физическими упражнениями и в группах старшего и пожилого возраста, в специальных медицинских группах в местах общественного отдыха и лечения приобретает постоянный самоконтроль и регулярный медицинский контроль.

Поскольку принципиальное отличие физической культуры взрослых от физической культуры дошкольников, школьников и студентов заключается в том, что главным побуждающим фактором к занятиям теми или иными физическими упражнениями для взрослых выступают только их собственное желание и инициатива. Исключение составляют лишь те профессии, в которых обязательные занятия физической культурой являются неотъемлемой частью ремесла (пр., вооружённые силы, правоохранительные органы, отряды МЧС и т.п.).

Основная задача физической культуры взрослых - оздоровление. Поэтому среди взрослого населения наиболее распространёнными являются различные виды физкультурно-оздоровительных занятий. Ведущая роль здесь принадлежит рекреативно-оздоровительным и профилактико-оздоровительным занятиям. физическая рекреация взрослых направлена на оздоровление

Выделяют элитарные и демократические виды физической рекреации.

К элитарным видам относят:

ь конный спорт,

ь авиационный и парусный спорт,

ь виндсёрфинг и другие, которые в силу своих высоких материальных затрат доступны немногим.

К демократическим видам относят:

ь оздоровительную ходьбу,

ь плавание,

ь туризм,

ь различные гимнастические занятия,

ь шейпинг,

ь аэробику,

ь учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях.

ь прогулки (на лыжах, велосипедах),

ь производственная гимнастика,

ь плавание,

ь катание на коньках,

ь различные игры с мячами (футбол, волейбол, теннис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард) и т.п.

Все виды и формы физической рекреации осуществляются на дому, в спортзалах, бассейнах, саунах, клубах, местах отдыха, на производственных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.

В современной научной литературе наблюдается переход к новому видению рекреации.

В частности, В. А. Квартальнов в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) рассматривает определения понятия рекреация как:

* расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;

* любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил;

* наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;

* перестройка организма и человеческих популяций обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;

* цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями.

Однако, физическая рекреация может иметь и относительно пассивные формы. На спортивных мероприятиях зрители являются лишь их созерцателями и в прямом смысле не выполняют активной двигательной деятельности и физических упражнений. В данном случае сам факт спортивного соревнования может выступать в качестве средства физической рекреации, так как в нем присутствуют эмоциональные, оздоровительные, гедонистические и другие компоненты, дающие рекреационный эффект. С этой точки зрения справедливо утверждение В.М. Выдрина о том, что главным системообразующим признаком физической рекреации следует считать ее конечный результат (цель), ради которого и организуется данная форма рекреации.

Рекреация (лат. -- recreation, - "восстановление") -- 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация -- это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Физическая рекреация - это вид физической культуры, который отражает активный отдых человека, в т.ч. студента, вне производственной, учебной, научной, спортивной и иной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение его здоровья и приносящий удовольствие, удовлетворение, благополучие от данного мероприятия. Причем основой активного отдыха являются все средства физической культуры, ее формы и методы занятий. Физическая рекреация, как и рекреация вообще, это педагогические процессы, связанные с решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и социальных задач. Она характеризуется общими признаками учебно-педагогического процесса или осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительная особенность физической рекреации заключается в том, что этот процесс направлен на формирование двигательных навыков во время активного отдыха и воспитание так называемых физических качеств человека, в т.ч. больного человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Реабилитация в медицине -- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных заболеваний, а также в результате травм. Проводится при некоторых заболеваниях внутренних органов, врожденных и приобретенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, последствиях тяжёлых травм, психических болезнях и т. д. Имеет особое значение реабилитация у детей с умственной отсталостью, с дефектами слух, речь, зрения и др. Реабилитация -- это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.

Содержание адаптивной физической реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Профессионально-прикладная, или производственная, физическая культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики. Профессионально-прикладная физическая культура, может как предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ, техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпаузы, производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время (восстановительные мероприятия). Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно, производительность их труда намного выше. Одной из разновидностей профессионально-прикладной физической культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то, что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и сержантского состава после демобилизации возвращаются к своим гражданским специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо рассматривать как составную часть профессионально-прикладной физической культуры. Во-первых, подготовка к защите Отечества - одна из основных задач физической культуры. вторых, служба в Вооруженных Силах - конституционная обязанность каждого гражданина мужского пола. В-третьих, физ. подготовка в армии и на флоте имеет особую направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом, призванных защищать страну от возможного нападения, включая атомную агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск, ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение конкретной воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов физической культуры. Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах - достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью решение боевой задачи.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная -- это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у инвалидов осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических; занятиях физическими упражнениями И, вообще, в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии. Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры.

Лечебная физическая культура (ЛФК) -- метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма -- движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания. Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения. Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и масажем) С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности. Вместе с тем лечебная физкультура -- это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это -- медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, -- обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины.

Физической культуры и спорта как специальная социологическая теория и как учебная дисциплина знакомит с основами теории и методологии, организации и методики социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, с результатами таких исследований, с основными социологическими проблемами и аспектами физической культуры и спорта. Физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в физкультурно-спортивной деятельности, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в спортивной деятельности. Физическая культура - социальная, т.е. организуемая, обеспечиваемая и осуществляемая людьми деятельность по развитию и совершенствованию физических (или естественно-природных) качеств и способностей человека

LifeStyle