Занятие для старшего возраста в детском саду. Занятия в детском саду в старшей группе: программа

Пояснительная записка

  • Принципы и подходы к формированию Программы.
  • Возрастные особенности детей старшей группы.
  • Планируемые результатыосвоенияпрограммы.

Основная часть

  • Список детей группы (на шкафчики, полотенца, кровати и раскладушки).
  • Режим дня
  • Учебный план (НОД).
  • Комплексы утренней гимнастики.
  • Комплексы гимнастики пробуждения.
  • Годовой план работы с родителями.
  • Перспективное планирование по образовательным областям.
  • Используемая литература.

Приложение: Циклограмма деятельности воспитателя.

Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с ООП детского сада № 73 Невского района г Санкт-Петербурга, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституция РФ, ст. 43, 72;

Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

Закон РФ «Об образовании»;

Типовое положение о ДОУ;

СанПиН 2.4.1.3049-13;

Устав ДОУ;

ФГОС ДО.

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

Цель:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи (обязательная часть) :

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Задачи (часть ДОУ): в соответствии с программой «От рождения до школы».

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культурообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Основная цель программы: формирование основ базисной культуры личности, всестороннее развитие психологических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Обеспечение физкультурно-оздоровительного, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей.
  • Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии ребенка (в частности в развитии речи).
  • Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви окружающей природе, Родине, семье.
  • Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Полную версию работы можно .

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В БЫТОВОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С переходом в новую группу дети осознают себя более старшими в детском саду. Это способствует воспитанию у дошкольников уверенности в своих силах, оказывает влияние на развитие их самостоятельности, активности, кроме того, позволяет педагогу быстро и четко организовывать режимные процессы, проводить их в более короткий срок, что освобождает дополнительное время для игр, труда детей, а следовательно, и для больших контактов между ними.
В старшей группе в процессе общений со взрослыми и сверстниками продолжается формирование навыков и привычек культурного и организованного поведения. Усложняются требования к поведению детей, их взаимоотношениям со сверстниками. Особое внимание воспитатель обращает на осознанность и обязательность выполнения правил детского сада, на формирование у ребенка культуры в самообслуживании, внешнем виде, движениях, отношении к предметам (бережливость, желание привести вещь в порядок), на воспитание культуры отношений со взрослым и сверстниками (вежливость, внимание и др.).
Организованное поведение необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими качествами, прежде всего с активностью и самостоятельностью, т. е. готовностью выполнять требования в сочетании с инициативностью, с умением проявлять самостоятельность в различных ситуациях.
Основа и необходимое условие воспитания культуры поведения- правильная организация быта в детском саду, общий па-строй воспитательного процесса. Исключительно важны атмос

Фера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога. Дети очень чутки к этому. Так, ребенок, рассказывая, почему он любит своего воспитателя, отмечает разные качества педагога: «Много интересно* го рассказывает»; «Она добрая»; «Она самая красивая». Таким образом, важно и то, как педагог выглядит, как одет, и то, как он относится к детям. Все это способствует усвоению детьми навыков культурного поведения.
В процессе формирования умений и навыков поведения важную роль играет усвоение детьми правил. В старшей группе закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения. Так, воспитатель обращает больше внимания на позу, жесты, мимику ребенка как показатель его сдержанности, подтянутости; дает пример спокойного разговора, без крика и грубых слов, без излишней жестикуляции; приучает смотреть в глаза говорящему, держаться прямо, не смеяться громко и т. д.
Очень важно помочь ребенку увидеть влияние своего поведения на благополучие всей группы: «Не убрал игрушки - задержал начало занятия»; «Насорил во время еды - проявил неуважение к няне и дежурным». Такая реакция педагога - и оценка практического выполнения того или иного процесса, и воспитательное воздействие. Обеспечивая усвоение детьми бытовых правил, воспитатель заботится о том, чтобы дети при этом усваивали нравственные правила: умение уступать, вовремя помочь и т. д.
Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть интересны и понятны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинку, художественное произведение. Поможет и улыбка, шутка воспитателя.
Использование юмористических произведений в повседневной жизни создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей добрые чувства, желание уступить друг другу. Конечно, не всякое поведение детей побуждает педагога использовать шутливый тон. Серьезность, строгость, категоричность замечания обязательны тогда, когда ребенок плохо поступил. «Как ты, Сережа, мог толкнуть маленького ребенка! Ведь ты сильнее его и должен защищать малыша»,- говорит воспитатель провинившемуся мальчику.
В каждом конкретном случае педагог ищет причину неправильного поведения ребенка, старается разобраться в ней, выяснить, случайна, незначительна она или здесь серьезное упущение воспитания. Индивидуальны при этом будут и меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение, порицание, наказание. Но в любом случае нужно помнить о легкоранимом детском организме, об уважении личности ребенка, даже если он в чем-то провинился. Не следует делать замечаний, обижающих, оскорбляющих ребенка, отдаляющих

Его от взрослого и детей, разрушающих привязанность к детскому саДУ- Найти «ключ» к каждому помогут терпение, кропотливый труд, внимание, доброта воспитателя - все то, что называется педагогическим мастерством."
В воспитании культурного поведения особенно важны действенности используемых приемов, а также возможное их сочетание, комплексное применение. Это предполагает исключение излишних словесных воздействий (назиданий, упреков, замечаний). Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно: ««Поможем одеться малышам»; «Приготовим стулья для госте;й»; «Распределим работу так, чтобы у всех было поровну» и ДР- Важно и н а л и ч и е определенных обязанностей, которые дети должны выполнять систематически, точно, аккуратно. Если в средней группе детям дают, как правило, эпизодические поручения, то в старшей группе они превращаются в постоянные (уборка кукольного уголка, уголка природы, подготовка к занятию и др.).
Воспитатель, осуществляя контроль за деятельностью ребенка, стимулирует проявление и упрочение волевых качеств: доведение дела до конца, инициативность, преодоление трудностей и т. п. Постоянная занятость детей имеет немаловажное значение также и в воспитании культуры поведения: когда дети занять? доступным трудом, интересной игрой, они не ссорятся.
Увлечение радостной перспективой, общей целью (например, хорошо подготовиться к празднику урожая, прилету птиц) сближает детей, способствует формированию внимательного отношения друг к другу.
В повседневной работе воспитатель часто сталкивается с различными индивидуальными проявлениями детей: упрямством, неорганизованностью, неумением занять себя. Преодоление не-желательных качеств требует большого терпения.
Например, Витя упрям. Причины этого могут быть различными: избалованность ребенка, немедленное выполнение всех его желаний или неуважение личности ребенка, постоянные наказания, ущемление детской самостоятельности, отсутствие единства и последовательности в предъявлении требований взрослыми.
Существенное значение имеет при этом контакт с семьей, доброжелательные советы родителям, совместное обдумывание приемов исправления поведения ребенка.
Выяснив причины детского упрямства, воспитатель намечает пути педагогического воздействия. Так, если он избалован, целесообразны следующие приемы: систематические трудовые поручения, связанные не только с самообслуживание^, но и с помощью старшим; руководство и контроль за деятельностью ребенка без излишней опеки; предъявление строгих требований к качеству вы

Полняемой работы, справедливая оценка (без захваливания).
Каждый воспитатель должен регулярно анализировать свою работу с детьми, чтобы избежать ситуаций, способствующих развитию и упрочению детского упрямства. Дети болезненно реагируют на любое резкое слово, грубо сделанное замечание, даже если по содержанию оно и верно. Поэтому очень важно, чтобы ребенок понял, почему получил замечание.
Метод убеждения наиболее эффективен в воспитании послушания и преодолении упрямства, однако он должен использоваться «не мимоходом», не в тот момент, когда ребенок находится в состоянии возбуждения.
Особого подхода требуют так называемые «тихие» дети. Их малая активность, спокойное подчинение другим, неумение постоять за себя, вступиться за товарища свидетельствуют о не-сформированности определенных нравственных качеств. Воспитатель стремится создать такие педагогические ситуации, которые бы развили активность детей, укрепили их веру в свои силы и возможности. Назначая такого ребенка ответственным за выполнение какого-то поручения группой детей, давая главную роль на празднике, воспитатель тем самым оказывает ему доверие. Эмоциональный контакт ребенка и педагога, положительная оценка его деятельности, поддержка, одобрение создают необходимые условия для развития активности, уверенности, преодоления скованности и безразличия. Способствуют этому и художественные произведения. Воспитатель широко использует детскую книжку: читает и рассказывает на прогулке, организует инсценировки. И от того, как сумеет педагог донести до детей идею произведения, раскрыть характер героев, во многом зависит не только восприятие, но и «отдача» детей. Например, дети хорошо знают стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный», где автор добродушно смеется над своим героем. И дети понимают, что неаккуратность, рассеянность может поставить даже взрослого в смешные ситуации. «Вот какой рассеянный, с улицы Бассейной» - становится любимой поговоркой ребят.
Такие нравственные качества, как внимательность, вежливость, нельзя воспитать, если детям не известно, что значит быть вежливым, внимательным. Дети старшей группы хорошо знают, что нужно здороваться, прощаться, вежливо попросить о чем-то. Реже дети благодарят за услуги, помогают другим без напоминания взрослого, не всегда дети извиняются, если причиняют неприятность, отвечают на обращенную к ним просьбу. Известно и то, что в привычных условиях дети быстрее выпол-няют правило, чем в условиях новых, непривычных.
Для формирования устойчивости, осознанности детских проявлений воспитатель может использовать самые различные моменты детской жизни. «Марина,- говорит педагог девочке,- смотри, у Андрюши разрушилась постройка. Тебе не хочется

Ему помочь? Андрюше будет приятно, если ты ему поможешь». Или: «Принеси, Олег, стул, посади свою маму. Пусть она отдохнет, пока ты оденешься».
Большую помощь в воспитании заботливого, внимательного отношения к людям оказывают организуемые в детских садах дни рождения, встречи ребенка после болезни, письма заболевшим товарищам. Каждый стремится сделать что-то приятное: сплясать, спеть или нарисовать для виновника торжества картинку, показать новые игрушки ребенку, который давно не был в детском саду, и т. п. В опыте работы есть много интересных приемов формирования этого важного нравственного качества, среди них проведение бесед «О наших добрых делах», «Как мы помогали малышам».
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных па принципах гуманности,- особая задача в работе педагога. Формирование отношений между детьми старшей группы строится на основе взаимных симпатий, привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Как уже было отмечено, у детей старшей группы значительно расширяются связи со взрослыми, сверстниками, малышами. Больше становится общих переживаний, радости, забот. Эти общественные чувства благотворно влияют на взаимоотношения ребят: в процессе игры устанавливаются доверие, доброжелательность, проявляется желание играть и заниматься сообща, оказывать друг другу помощь (в процессе самообслуживания, игры или труда, когда один ребенок помогает другому выполнить какое-либо действие - застегнуть пуговицу, сложить! строительный материал, полить растения и т. д.).
В этом возрасте значительно расширяется возможность ребенка в помощи сверстникам. Он уже может объяснить, куда надо убрать игрушки или орудия труда, как сложить раскладушку, как играть в настольную игру. Такая помощь особенно важна для воспитания доброты, дружелюбия, взаимной выручки; достижение при этом результата доставляет обоим радость, сближает их. Существенно здесь то, что дети отмечают положительное качество товарищей: «Он меня научил»; «Он мне объяснил, как это делать» и т. д.
При благоприятных условиях воспитания, когда ребенок усваивает моральные нормы поведения, формируется особый вид детской помощи - влияние на поведение друг друга, моральная поддержка товарища. Растет желание ребенка посочувствовать, утешить, успокоить сверстника. Воспитатель должен всемерно поддерживать стремление ребенка к сопереживанию, находя в этом основу"укрепления способности и умения помочь товари

Щу («Молодец, Оля, помогла Гале найти носок»; «Гена сегодня меня порадовал: он успокоил плачущего малыша»).
Так ребенок начинает занимать активную жизненную позицию: чувствовать себя членом коллектива, стараться поступать так, чтобы его уважали и любили товарищи.
Для закрепления представлений детей о необходимости взаимопомощи, формирования суждений о том, что значит быть то-^варищем, как можно и нужно помочь, для проявления сопереживания большую ценность представляют рассказы воспитателя о взаимоотношениях людей, об их моральных поступках. С этой целью используют конкретные случаи из жизни родителей своих воспитанников: «Как Машина мама-врач спасла больного»; «Как Колин папа-милиционер нашел потерявшегося ребенка»... Поможет в этом и художественная литература: рассказ 3. Александровой «Мальчик потерялся», Б. Житкова «На льдине», С. Сахарнова «Два радиста». Ценность этих произведений в том, что они уточняют представления детей о героизме, взаимопомощи людей. На основе этих сюжетов развертываются интересные детские игры, в процессе которых ребята стараются проявить заботу, доброту и другие качества. Так устанавливается связь между разными видами детской деятельности: игрой, занятиями, бытом (см. соответствующие разделы).
В старшей группе создается больше возможностей для воспитания доброжелательного и заботливого отношения к младшим детям. Это обусловливается прежде всего тем, что старшие дошкольники начинают осознавать необходимость заботы о маленьких («Мы старшие»; «Малышам нужно помогать»; «Малыши у нас учатся»).
Формы общения старших с маленькими могут быть различными. Одна из них - когда объединяются все дети обеих групп: вместе идут в лес, на луг, смотрят кукольный театр, старшие показывают малышам драматизацию сказки.
Другая форма общения - когда несколько старших детей раза два-три в неделю в течение 30-40 минут бывают у малышей. Воспитатель старшей группы продумывает заранее, что будут делать его ребята в младшей группе, во что смогут играть. Общение может быть самым разнообразным: помочь собраться на прогулку, вместе построить машину, помочь посадить лук, поиграть в дочки-матери, провести подвижную игру «Кот и мыши» или «Пузырь», научить складывать одежду на стульчик, рассказать сказку или показать настольный театр.
Большие возможности разнообразного общения с малышами дает и прогулка. Например, младшие собирают шишки, желуди, а старшие делают из них затем игрушки, потом дети вместе играют.
Таким образом, в основе формирования заботливого и доброжелательного отношения к малышам - организация совместной деятельности детей под руководством взрослого («Построим

Для малышей горку и покатаем их»; «Поиграем в подвижную игру»), организация опыта заботы о младших с постепенным расширением обязанностей («Поможем одеть малышей»; «Завяжем им бантики»; «Постираем белье куклам, с которыми играют малыши»; «Сделаем малышам на елку игрушки»).
Большинство старших детей положительно относятся к маленьким. Однако можно наблюдать и другое. «Он маленький, с ним неинтересно»,- заявляет старший ребенок. Но даже подобное проявление недоброжелательного отношения к малышам педагог использует для осознания старшими дошкольниками своих преимуществ перед малышами («Вы сильнее, больше знаете и умеете») и понимания необходимости заботы о них («Они маленькие, им нужна ваша помощь»; «Научи малыша, и он будет делать, как ты»).
В общении с малышами старший ребенок оказывается в положении обучающего или помогающего. Это придает ему уверенность, но вместе с тем забота старшего иногда принимает форму опеки. Руководство воспитателя и заключается в том, чтобы целесообразно направить активность старших и не огра-ничивать их деятельность. При этом у старших детей воспитываются воля, выдержка, умение отказаться от собственных интересов в пользу младшего. Например, играя в лото или с башенками, кубиками, дети без особого интереса выполняют давно известные им действия, но, осознавая свою роль учителя, они ответственно относятся к порученному делу. Сначала воспитатель частенько вмешивается в ход общения, поправляет старшего, учит его, как правильно разговаривать и играть с малышом: «Не хвались, а поучи малыша делать, как ты»; «Не спеши, малыш за тобой не поспевает». Постепенно старшие становятся выдержаннее, терпеливее, начинают понимать, что малыши еще многого не умеют. Воспитание уважения к старшим. Одновременно крепнет привычка заботиться об окружающих, быть к ним внимательным. Воспитатель использует для этого повседневные ситуации: подать стул взрослому, уступить ему место, поздравить с праздником, оказать помощь. Дети с удовольствием выполняют различные поручения взрослого, но сами не всегда проявляют инициативу. Воспитатель подсказывает, напоминает детям: «Сегодня день рождения нашего дворника Петра Ивановича. Давайте подумаем, как мы его поздравим»; «Марина, у твоей бабушки скоро день рождения. Хочешь, я помогу тебе вышить для нее платочек?»; «Сегодня я видела, как Дима уступил место в автобусе старому человеку. Я очень порадовалась, что Дима такой внимательный и заботливый».
В старшей группе продолжается воспитание бережного отношения к вещам, закрепляется правило: каждая вещь имеет свое место, вещи нужно беречь. Пяти-, шестилетние ребята обычно берегут свои вещи, но иногда плохо относятся к чужим: ломают игрушки, рвут книжки. Именно поэтому так важно вос

Питание осознанного обобщенного понимания того, что вещи нужно беречь не только потому, что «ругать будут», «накажут», а потому, что это народное добро, результат труда многих людей.
В начале года можно провести беседу на тему «Каждой вещи свое место», в процессе которой дети еще раз убедятся (такая беседа проводилась в средней группе), как важно соблюдать это правило. Для поддержания эмоционального настроя используется драматизация произведения Л. Воронковой «Ма-ша-растеряша», хорошо знакомого детям по средней группе.
У детей дошкольного возраста большой интерес к книгам, любимые книги они всегда берегут. Однако важно систематически привлекать внимание к книгам, которые имеются в группе. Воспитатель вместе с детьми рассматривает книгу, рассказывает, кто ее написал, кто нарисовал картинки, в каком городе ее напечатали. Дети узнают, сколько людей потрудились, чтобы сделать книгу, поэтому так необходимо беречь ее. Здесь поможет пример педагога: он никогда не складывает пополам книгу, не загибает страницы.
Если в средней группе дети узнали, что книги нельзя мять, пачкать, рвать, вместе с воспитателем учились ремонтировать их, то старшие дошкольники должны самостоятельно замечать, что книга порвана или помята, и стараться подклеить ее без напоминания педагога. Добавляется еще одно правило, очень важное в воспитательном отношении: если товарищ не знает, как надо пользоваться книгой, научи его. Подклеить книгу, сделать закладку, аккуратно разложить книги на полке - все эти дела, которые дети могут выполнять в разное время дня, имеют большое воспитывающее значение.
Закрепить привычку бережливого отношения к книге помогут книжки-самоделки. Выполняя эту несложную работу, дети узнают, что сделать любую вещь не просто, поэтому надо уважать и беречь труд других. Книжки, сделанные руками старших ребят, можно использовать для установления контактов с малышами, дружеского и внимательного к ним отношения: сделали книжки-самоделки - подарили малышам.
В повседневной жизни детского сада создаются возможности для углубления и уточнения этических представлений и воспитания гуманных чувств ребенка.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети легко отличают хорошие поступки от плохих: драться, обижать, обманывать- это плохо; уважать старших - это хорошо и т. д. Однако каждое морально-этическое понятие: доброта, правдивость, справедливость, смелость - имеет определенное содержание, которое и необходимо донести до сознания ребенка.
Формирование у детей этических представлений и гуманных чувств должно проводиться систематически, целенаправленно как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Методы и приемы воспитания нравственных чувств разнообразны. У детей старшей группы представления о доброте, честности формируют путем бесед о конкретном поступке ребенка. Целесообразно рассматривать такие поступки, которые наблюдали или совершали сами дети. Это дает возможность связать знания, получаемые детьми на занятиях (например, в этических беседах), с повседневными событиями или поступками ребят.
В игровом уголке есть машина, с которой хотят играть многие дети, но достается она постоянно Юре только по той причине, что он быстро съедает свой завтрак и успевает первым захватить игрушку. «Юра, ты уже поиграл, дай мне»,-просит Олег. Но Юра не дает машину. Олег пытается отнять ее силой. Юра, вцепившись в игрушку, кричит: «Нина Николаевна, Олег дерется». Таким образом, возник конфликт, нарушается общий порядок в группе, ухудшается настроение ребят.
Как в этом случае должен поступить воспитатель? Обычно он ограничивается замечанием: «Олег, не мешай Юре, возьми другую игрушку»; «Юра, отдай Олегу машину» -или наказывает обоих мальчиков.
Такие приемы лишь внешне устраняют конфликт, и он вскоре возникает снова в аналогичных ситуациях. Воспитатель должен, не жалея времени, разобраться, кто прав из детей, проверить, есть ли у Юры представления о равенстве сверстников, о том, что все дети в группе имеют одинаковое право пользоваться любой игрушкой. С этой целью можно провести кратко беседу примерно следующего содержания:
Воспитатель. Юра, ты часто играешь с этой машиной? Ю р а. Да. Л Воспитатель. Как ты думаешь, почему между тобой и Олегом возникла сегодня ссора? Кто в этом виноват?
Юра. Олег, он отнимал. Я первый взял машину.
Воспитатель. А если с этой машиной хотят играть и другие дети, как быть?
В зависимости от того, как Юра ответит, воспитатель может сделать вывод о том, какие представления о справедливости имеются у ребенка. Педагог анализирует поступок, объясняет, в чем он не прав, подводя ребенка тем самым к осознанию определенных этических норм жизни в коллективе.
Естественно, из методов и приемов педагогического воздействия должны быть заранее исключены такие, которые бы способствовали формированию у детей ложных этических представлений. Поэтому сам педагог должен быть прежде всего исключительно справедлив по отношению к детям, доброжелате-лен, правдив, должен уметь разбираться в мотивах детских поступков, чтобы случайно не обидеть того, кто не виноват.
Требования, указания, каждое этическое правило нужно вводить в жизнь детей осторожно, прежде подумав, не явится ли оно в определенной мере антигуманным. Например, правило,

Идущее от взрослого («Можно играть только после того, как все съешь и выйдешь из-за стола»), дает преимущества только отдельным детям, и это не всегда справедливо, поэтому таким правилом не следует злоупотреблять.
Решать задачи, связанные с вопросами морали, можно как на занятиях со всей группой, так и в беседах с несколькими детьми или индивидуально во время режимных процессов, труда, игры.
Педагоги используют в целях нравственного воспитания естественно возникающие в повседневной жизни ситуации или специально создают их. Например, обращают внимание на труд няни, дворника (работают старательно, заботятся о том, чтобы в группе и на участке детского сада было чисто, красиво); беседуют о том, что нужно не только уважать труд взрослых, но и самим заботиться о порядке; советуют ребятам понаблюдать за тем, как работают строители, возводящие дом напротив детского сада, как украшают улицу к празднику 1 Мая; собирают во время прогулки отдельные группки детей и рассматривают вместе с ними иллюстрации о Советской Армии, углубляя знания, полученные детьми на занятиях, или, предваряя занятие, ведут разговор о защитниках Родины, используя наглядный материал.
В процессе повседневной жизни педагоги показывают детям примеры заботливого отношения к обитателям уголка природы, объясняют, почему нельзя, например, портить крылья бабочкам, стремятся прививать чувство великодушного отношения к слабому (выпавшему из гнезда птенцу, подхрамывающему кролику и т. д.).
Воспитатель должен объяснить детям, что беречь природу - это значит не только не ломать ветки, не портить кору деревьев, не рвать цветы без надобности, но и охранять ее, ухаживать за растениями и животными, увеличивать природные богатства.
Однако наличие знаний еще не обеспечивает действенности чувств детей. В основе формирования положительного отношения детей к природе лежит взаимодействие эмоционального отношения к ней, знаний о ней и практической деятельности. Поэтому прямым следствием проведенных экскурсий в парк, лес, сквер будут занятия по устройству на участке огорода, уголка леса или поля, посев и посадка растений.
Одновременно с наблюдениями, уходом за животными в уголке природы педагог использует художественную литературу, статьи в периодической печати. Например, в газете напечатана интересная статья, и воспитатель пересказывает ее детям.
Далеко на севере появились ласточки. Все радовались им. Но вот случилось так, что одна ласточка разбилась и заболела. Дети подобрали ее. Вылечили, выходили, а потом пришли с нею на аэродром и попросили летчика отлетающего реактивного самолета: «Она отстала от стаи, Увезите ее. На

Реактивном самолете вы догоните стаю. Помогите ей догнать своих». Вот какие внимательные, заботливые дети,- говорит воспитатель.- И мы с вами заботимся о наших птицах.
Разговор продолжается. Дети вспоминают о том, как они помогали зимой птицам.
Для повышения интереса ребят к подобным беседам воспитатель может использовать речевую логическую задачу «Кто обедал в птичьей столовой?».
Положила я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички. Мы часто видим их зимой в городе. Хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю, сели на кормушку другие птицы. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы?
Дети отгадывают загадку, а затем воспитатель предлагает им самим придумать загадки на эту тему.
Речевая логическая задача позве.":т уточнить знания детей о том, как нужно заботиться о разны:: птицах. Одновременно дети учатся составлять небольшие описательные рассказы-загадки. Эти знания дети непосредственно используют в своей практической деятельности: кормление птиц становится их постоянной заботой и радостью.
Воспитатель должен знать много стихов о природе, при каждом удобном случае пользоваться ими. Стихи помогают детям сильнее почувствовать красоту и очарование окружающего мира, дают образец того, какими словами можно рассказать об этом.
Вот на прогулке в лесу дети увидели распустившиеся ландыши. Воспитатель напоминает им строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Ландыш»: Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны.
Дети возвращаются с прогулки. Бегут от дождя. Или в групповой комнате стоят у окна и смотрят на весеннюю грозу. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомые строчки из стихотворения С. Я. Маршака «Дождь».
Так в жизнь ребенка входит в единстве эстетическое и этическое: умение видеть, замечать, любить и беречь красоту окружающего мира.

Веночек
Встречная эстафета
Гуси-лебеди
Затейники
Зверолов
Золотые ворота
Караси и щука
Конь-огонь
Медведь и пчелы
Мы - веселые ребята
Мышеловка
Охотники и зайцы
Передал - садись
Перемени предмет
Пожарные на улице
Посадка картошки
Хитрая лиса
Цыплята и ястреб

Веночек
Дети становятся в шеренгу на одной стороне площадки: это цветы в саду. Выбирается водящий - садовник. Становится напротив детей на расстоянии 3-4 м. Садовник произносит слова:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок
Дети:
Не хотим чтоб нас
Срывали - (махи руками перед собой).
И венки из нас сплетали - ("вертушка" руками).
Мы хотим в саду остаться - (встать на носки, руки вверх).
Будут нами любоваться - (кружение на носках, руки вверх с наклоном головы).
Дети перебегают на другую сторону. Водящий ловит. Пойманный - водит!

Встречная эстафета
Играющие делятся на две команды. Каждая в свою очередь делится пополам. Играющие выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу). По команде: "Марш!" они начинают бег.
Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящим команд, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив, и т.д.
Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.
Чтобы увеличить нагрузку, можно проводить игру с двойными перебежками: игрок, оказавшийся на противоположной стороне, после передачи ему эстафеты снова бежит туда, откуда начинал бег.
Чтобы научить ребят передавать палочку по правилам легкой атлетики - вручать игроку, который стоит спиной, надо дать задание обегать колонну справа налево и после этого передавать эстафету игроку, который вышел на полшага вправо. Можно предложить игроку, ожидающему эстафету, встать спиной к бегущему, выйдя из своей колонны на полшага в сторону. Тогда игрок, получив эстафету, обегает всю колонну, бежит к противоположной.
Во встречной эстафете игроки могут быть построены и так, чтобы каждый игрок, перебежавший на противоположную половину, отдает эстафету товарищу по команде и остается на его месте. Заканчивается эстафета перебежкой последнего игрока.

Гуси-лебеди
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место - луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лага, летают.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором): Га, га, га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да. да, да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув в сторону руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза.
Вначале роль волка исполняет воспитатель.


Затейники
Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносит:
Ровным кругом, Стой на месте,
Друг за другом, Дружно, вместе
Мы идем за шагом шаг. Сделаем... вот так.
Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движе-ние, а все дети повторяют его. После 2-3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3-4 раза.
Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных.

Зверолов
Дети идут по кругу, зверолов идет противоходом в другую сторону.
1. В лесу, в лесочке
2. Средь зеленых дубочков,
3. Звери гуляли,
4. Опасности не знали,
5. Ой! Зверолов идет!
6. Он в неволю нас возьмет
7. Звери убегайте!
Дети разбегаются в разные стороны. Зверолов догоняет.
Примечание: 5 стр. - полуприсед, на каждое слово хлопок по коленям.
6 стр. - три хлопка в ладоши на каждое слово.

Золотые ворота
В игре участвуют 10-20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят (или поют):
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, веревка, палка или дети берут друг друга за пояс.

Караси и щука
Половина играющих, становясь друг от друга на расстоянии 3 шагов, образует круг. Это пруд, на берегу которого лежат камешки. Один из играющих, назначенный воспитателем, изображает щуку, он находится вне круга. Остальные играющие - караси, они плавают (бегают) внутри круга, в пруду. По сигналу воспитателя "щука" щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси спешат спрятаться за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу и изображающих камешки. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться за камешки, и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных щукой карасей. Затем на роль щуки назначается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза.
Указания. При повторении игры, когда выбирают новую щуку, дети, изображающие карасей и камешки, меняются ролями.

Конь-огонь
Играющие стоят по кругу, один в центре (ведущий) с флажком.
Дети в кругу прыгают подскоками по кругу со словами: "У меня есть конь, этот конь-огонь!" Ведущий выполняет подскоки на месте. На слова: "Но-но-но-но, но-но-но-но!" Останавливаются на месте, делают движение согнутой ногой - конь бьет копытом. Ведущий делает тоже.
"Я скачу на нём, на коне своём. Дети движутся по кругу, бегом лошадки", ведущий противоходом в другую сторону. На слова: Но-но-но-но, но-но-но-но! - внешний круг остается, выполняет движение согнутой ногой. Ведущий продолжает движение. С окончанием слов он останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один играющий бежит в правую сторону, другой в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот кому удалось - водящий.

Медведи и пчелы
Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне - луг. В стороне - медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12-15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи - в берлоге. По условному сиг-налу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подает сигнал "медведи", пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.
Указания. После двух повторений дети меняются ролями, воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.

Мы, веселые ребята
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята, Ну, попробуй нас догнать.
Любим бегать и скакать. Раз, два, три - лови!
После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка до-гоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяет-ся 4-5 раз.
Указания. Если после 2-3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выби-рается новый ловишка.

Мышеловка
Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, Доберемся мы до вас.
Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки.
Берегитесь же плутовки, Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда б"ольшая часть детей будет поймана, дети меняются ролями - игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания. После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких де-тей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

Охотники и зайцы
На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя "Охотник!" зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.

Передал - садись
Эта игра появилась в России еще в начале ХХ века.
Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встает напротив своей команды на расстоянии 3-4 м. У капитанов в руках по мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (любым или заранее установленным способом - от груди, от плеча, снизу, двумя руками из-за головы и т.п.) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, вернув мяч капитану, приседает. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.
Чья команда быстрее и точнее выполнит передачи мяча от капитана к игрокам и обратно, та и считается победительницей.

Перемени предмет
На одной стороне площадки за линией становятся играющие, образуя 4-5 колонн (расстояние между колоннами примерно 1,5 м). На противоположной стороне площад-ки напротив каждой колонны очерчены круги диаметром 60-80 см. Каждый первый в колонне держит в руках мешочек с песком, кубик или другой предмет. В центр каждого кружка кладется такой же предмет. По сигналу играющие бегут к кружкам, кладут предмет и берут другой, затем возвращаются бегом на свое место и поднимают принесенный предмет над головой. Тот, кто сделает это первым, считается выигравшим. Прибежавшие передают предметы стоящим сзади них, а сами бегут в конец колонны. Когда все выполнят задание, отмечается колонна, набравшая больше выигрышей.
Указания. Поднимать предмет вверх ребенок может только после того, как встанет в колонну. Воспитатель следит, чтобы дети не подходили к черте, оставляли свободное место для возвращающегося игрока.

Пожарные на учениях
Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролетов). Первые в колоннах стоят на черте. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу воспитателя "раз, два, три - беги" все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.
Указания. Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило выигрыш не засчитывается.

Посадка картошки
Играющие делятся на 2-3 команды, которые выстраиваются параллельно друг другу на расстояние 2-3 шагов. Интервалы в колоннах - полшага. Перед стоящими впереди проводится стартовая линия. На расстоянии 10-20 шагов от стартовой линии напротив каждой команды чертятся в ряд кружки (лунки) или кладутся маленькие обручи - по количеству картошки в каждом мешочке. Кружки находятся на расстоянии 1 шага один от другого.
Играющим, стоящим впереди, дается по мешочку, наполненному картофелем (по количеству кружков-лунок).
По сигналу руководителя игроки с мешочками подбегают к своим кружкам (лункам) и кладут по одной картошке в каждый кружок. Затем игроки возвращаются обратно и передают мешочки очередным игрокам. Те бегут к своим кружочкам, собирают картошку в мешочки, возвращаются и передают мешочки очередным игрокам и т.д. Вернувшийся игрок встает в конец своей колонны. Команда, сумевшая быстрее других и без ошибок закончить раскладку картофеля, считается победительницей.
Если во время бега игрок уронил картошку, он должен поднять ее и положить в мешок и только тогда продолжать игру.
Если при раскладке картошка не попала в кружок, ее надо положить туда, и только тогда игрок может продолжать игру. игрок может выбегать только тогда, когда получит мешок. Закончить раскладку и сбор картошки должны все игроки.

Хитрая лиса
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель пред-лагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом все громче): "Хитрая лиса, где ты?" При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: "Хитрая лиса, где ты?" - будет произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку, играющий, выбран-ный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: "Я здесь" Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается ру-кой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: "В круг" Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания. Если лиса выдала себя чем-нибудь, воспитатель назначает другую лису. Выбирать лису может и кто-то из играющих. Если лиса долго не может никого поймать, можно выбрать другого водящего. Если площадка очень большая, можно обозначить ее границы.

Цыплята и ястреб
Один ребенок - ястреб. Цыплята гуляют. Неожиданно ведущий говорит: "Ястреб!". Ястреб бросается на цыплят, те замирают, кто шевельнулся, того забирает ястреб.
Играем 3-4 раза. Выбираем самого проворного цыпленка. Меняем ястреба.

Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок - оформление помещений, мебель, игрушки - оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования. И нужно так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека. Необходимо продумывать каждый элемент дизайна, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи - организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:

  • обучающие и развивающие занятия;
  • выполнение практических и творческих работ;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • основы трудовой деятельности;
  • занятия физической культурой;
  • уроки музыки и хореографии.

Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:

  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • организация взаимодействия с педагогами;
  • общение со сверстниками;
  • отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.

Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Принципы построения предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры - ведущей деятельности дошкольников - развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет - формированию предпосылок учебной деятельности.

Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.

Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
  • Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.
  • В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
  • Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
  • Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
  • Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола. Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.

Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое

Среда, окружающая дошкольников в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья, а также способствовать развитию познавательных и творческих способностей воспитанников. При этом учитываются склонности, интересы и уровень активности каждого ребёнка.

При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:

  • общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
  • организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
  • игрушки и материалы, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.

Виды уголков и центров в старшей группе

При планировании размещения оборудования и мебели в помещениях детского сада необходимо учесть гибкое деление пространства на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей группы можно выделить несколько областей.

Помещение группы в детском саду, как правило, небольшое, поэтому следует рационально использовать каждый метр пространства.

Спортивный уголок

Здесь находится спортивный инвентарь как фабричного производства (скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи), так и подготовленные воспитателями совместно с родителями (флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки). Необходимо предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки, развитию глазомера.

Спортивный уголок в группе, помимо стандартного оборудования, может содержать картотеку подвижных игр, загадки, карточки и наглядные пособия по видам спорта

Уголок продуктивной деятельности

Этот уголок должен иметь хорошее освещение. На стеллажах или в шкафах находятся инструменты для детского творчества:

  • бумага разнообразного вида,
  • стаканчики с карандашами и фломастерами,
  • краски,
  • разноцветные восковые мелки,
  • пластичный материал для лепки,
  • кусочки разных тканей для аппликаций,
  • всевозможные материалы для выполнения поделок,
  • разные ножницы,
  • дыроколы,
  • степлеры.

Важно, чтобы все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своём творчестве. Для старших дошкольников расстановку столов делают так, чтобы ребята могли при желании заниматься совместной работой. Здесь же должны находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников.

В уголке продуктивной деятельности ребята могут рисовать, лепить, делать аппликации

Центр сюжетно-ролевых игр

Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.

Таблица: виды и назначение игрушек для старших дошкольников

Виды игрушек Назначение
Сюжетно-образные Они соответствуют образу живого существа (куклы, зайки, мишки) и участвуют в постановке игрового сюжета во время детских игр.
Технические Эти игрушки соответствуют техническим устройствам: всем видам транспорта, средствам связи и коммуникации.
Игрушки для забавы Смешные человечки, фигурки животных. Могут содержать какое-то неожиданное движение, сюрприз.
Маскарадные Используются детьми для вхождения в какой-то образ: хвост зайчика или лисицы, усы кота Базилио.
Музыкальные Необходимы для удовлетворения интереса детей к звукам.
Настольные Предназначены для развития детей.
Театральные Такие игрушки развивают речь, воображение, смекалку.
Строительные материалы и конструкторы Развитие внимательности, сообразительности, пространственного воображения.

Все игрушки размещаются таким образом, чтобы дошкольники могли свободно ими играть и убирать на место

Театральная зона

В старшей группе можно организовать разные виды театра:

  • пальчиковый,
  • настольный,
  • ладошковый,
  • театр на тарелках,
  • театр на ложках или на палочках,
  • театр варежек или перчаток,
  • театр на фланелеграфе,
  • театр шапочек,
  • теневой театр,
  • использование кукол Бибабо,
  • кукольный театр,
  • постановки сказок самими детьми.

Кроме кукол для постановок, в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки.

Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.

Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.

Театральная зона в старшей группе включает персонажей различных видов театра и разнообразные атрибуты

Музыкальный уголок

Для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.

Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видеосредства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.

В музыкальном уголке старшие дошкольники с удовольствием играют на инструментах и поют песенки

Зона речевого развития

Эта зона должна иметь подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы. Дидактический материал может быть как фабричного производства, так и подготовленный воспитателем. Для отработки правильного произношения приобретаются альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками. Для индивидуальных занятий детей по артикуляции должны быть зеркала. В старшей группе в этой зоне располагается магнитная доска с азбукой.

Старшие дошкольники уже знают буквы и учатся писать слова на доске

Книжный уголок

Книжный уголок часто совмещается с зоной речевого развития. В нём одновременно размещают 10–12 книг, имеющих следующую тематику:

  • сказки,
  • стихи и рассказы на патриотическую тему,
  • рассказы о животных и растениях,
  • книги, изучаемые на занятиях,
  • юмористические книги,
  • книги, которые дети приносят из дома.

Книги должны иметь много иллюстраций, быть красочно оформленными, можно использовать книжки-игрушки. В среднем срок пребывания книги в уголке - 2 недели, но он может корректироваться в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Можно организовать небольшую библиотеку из книжек-малышек. Для детей старшей группы можно оформлять выставки, рассказывающие о творчестве отдельного писателя, какого-то определённого жанра (сказка, юмористический рассказ, стихи) или даже одной книге.

Оформление книжного уголка в старшей группе должно быть ярким и привлекательным, чтобы стимулировать интерес дошкольников к чтению

Уголок патриотического воспитания может совмещаться с книжным уголком. Патриотическое воспитание в детском саду направлено на формирование любви к своей Родине, родному краю, семье. Пример оформления такого уголка представлен в статье Шаровой Е. В. «Патриотическое воспитание в ДОУ» .

Патриотический уголок знакомит детей с символикой нашей страны, родного города, села, народными промыслами

Математический уголок

В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он может содержать:

  • коврограф «Ларчик» по Воскобовичу,
  • логические блоки Дьенеша,
  • наборы цветных счётных палочек Кюизенера,
  • кубики Никитина,
  • различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.

В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Можно использовать материалы, сделанные своими руками.

В уголке математики располагаются различные пособия и игры по развитию навыков счёта у дошкольников

Центр экспериментальной деятельности

В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.

Фотогалерея: оснащение центра экспериментирования

Оснащение центра экспериментирования должно быть разнообразным, но главное - безопасным Все опыты дошкольники проводят под строгим контролем педагога Подготовленные инструменты всегда должны быть чистыми В центре экспериментирования у дошкольников развиваются первичные естественно-научные представления

Зона конструирования

В этой зоне представлено большое количество разнообразных конструкторов. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки согласно своим схемам и идеям. Эту зону можно совместить с уголком для изучения правил дорожного движения, для оформления которой необходимы макеты домов и улиц, светофоры, знаки дорожного движения. Для сюжетно-ролевых игр по правилам ПДД удобно, если разметка пешеходного перехода есть на специальном коврике или покрытии пола.

Зону конструирования можно совместить с уголком изучения правил дорожного движения

Уголок природы

Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями и животными, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живым существам, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников. Какие растения и животные рекомендуется размещать в уголке живой природы и какие условия необходимо соблюдать, рассказывается в статье Володкович Галины «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» .

В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями, что воспитывает бережное отношение к природе

Зона организации трудовой деятельности

Дети старшей группы имеют трудовые обязанности. Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Можно организовать дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными, по организации занятий. В уголке по организации трудовой деятельности должен размещаться экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки), приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).

В уголке трудовой деятельности размещают экран дежурств, защитную одежду и приспособления для выполнения обязанностей дежурного

При изменении рабочей обстановки в группе старших дошкольников необходимо привлекать к участию в преобразовании среды. С помощью ширм или экранов дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения, выделяя ту зону, в которой будет проходить занятие.

Примеры оформления развивающей среды в старшей группе

Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС, - важная часть организации образовательно-воспитательного процесса в детском учреждении. В качестве примера решения этой задачи представлено три видеоролика. Интересные идеи педагоги могут реализовать в своей деятельности.

Видео: развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО

Видео: предметно-развивающая среда в старшей группе

Видео: преобразование развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе

Созданию предметно-пространственной среды в детском саду уделяется большое внимание. И в этом нет ничего удивительного: и для педагогов, и для детей он становится вторым домом, ведь в нём они проводят много времени. Свой дом всегда хочется сделать красивым, уютным, удобным для всех, а для малышей организовать всё так, чтобы они были здоровыми, умными и воспитанными, любили своих близких, берегли природу.

LifeStyle