Тактика прохождения дистанции в лыжных гонках. Как смотреть лыжные гонки

Распределение сил по дистанции — этим так-тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев-новательной скоростью.

Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддержи-вает выбранный темп на всей дистанции с уче-том различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.

Старшеклассникам известно, что лучшие ре-зультаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3—5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих си-лах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на ди-станции. Догнать соперника — не главная цель соревнования (исключение составляют эстафет-ные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.

Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыж-ни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.

И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финиш-ного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувство-вать силы. Это приобретается опытом, постоян-ной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходо-вать все силы.

Обучать технике передвижения на лыжах мож-но вместе и юношей и девушек. Следует сде-лать два круга: внешний — для юношей, внутрен-ний — для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитацион-ных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветре-ную погоду там же нужно провести короткую разминку.

Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную цен-ность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом ре-жиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умст-венного и физического труда.

В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются ре-же, склоны включаются в тренировочные отрез-ки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотно-го прохождения спусков и подъемов, фикси-руя время или расстояние.

Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разде-ленных классах, нужно продолжать совершен-ствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов пере-движения на лыжах, но и изученных ранее.

Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV — VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома вы-полнять такой же объем работы, какой они вы-полняли на сдвоенном уроке лыжной подготов-ки, но в два приема, с интервалом через день-два.

ГЛАВА II. Тактика лыжных гонок

2.1 Факторы, определяющие соревновательную тактику

лыжника-гонщика

Главная задача тактики в лыжных гонках - наиболее целесообразно использовать функциональные , физические, технические, теоретические и волевые возможности спортсмена для победы в соревнованиях. (4,7,10)

Техническая, физическая и волевая подготовка лыжников находится, как правило, на высоком и примерно одинаковом уровне. Поэтому, при прочих равных условиях, достижение победы, в конечном итоге, часто зависит от уровня тактического мастерства. (4,16) Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим влиянием внешних условий на ход борьбы в соревнованиях.

Так, неверный выбор способа передвижения, мази или толщины ее слоя в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и состояния лыжни может лишить спортсмена возможности бороться за победу в данных соревнованиях. (7,15)

Тактика представляет собой совокупность средств, способов и форм ведения игры (борьбы) и целесообразное их применение против конкретного противника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи. (11) Правильно выбранная тактика - это максимально выгодное использование собственных положительных сторон и отрицательных сторон противника.

Изучая вопросы тактики, лыжник развивает свое тактическое мышление, создает ясное представление о своих действиях в предстоящих соревнованиях. Для общей тактической подготовки и развития тактического мышления спортсмены должны теоретически и практически изучать тактические основы индивидуальных действий, должны уметь строить тактический план и осуществлять его во время состязаний.

Все качества спортсмена неразрывны, они одинаково необходимы, влияют друг на друга и должны рассматриваться в единстве.

Для того, чтобы избрать правильную тактику , необходимо иметь ясное представление о средствах, способах и формах ведения борьбы, принимаемых соперником, необходимо осмыслить слабые и сильные стороны соперника.

2.2 Общая и специальная тактическая подготовка лыжника

Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта. (4.9) Лыжники приобретают эти знания из специальной литературы, на лекциях, в беседах с сильнейшими спортсменами и тренерами, в ходе наблюдений за соревнованиями, на практических занятиях, во время просмотра кинофильмов с последующим их анализом и т.д.

Теоретическая подготовка спортсмена заключается в изучении теоретических основ техники передвижения на лыжах, методики обучения, тренировки и тактики в том или ином виде спорта. Она является составной частью других сторон подготовки лыжника и осуществляется на протяжении всего тренировочного процесса в виде лекций и самообразования. Теоретическая подготовка занимает все большее место в общем процессе подготовки и воспитания спортсменов.

Целенаправленный учебно-тренировочный процесс в большом спорте определяется объективными закономерностями. Спортсмен должен знать их, чтобы понимать необходимость увеличения тренировочных нагрузок с ростом спортивного мастерства.

Теоретические знания должны составлять постоянный элемент учебно-тренировочного процесса, непосредственно связанного с решением задач физической, тактико-технической и психологической подготовки.

Специальная тактическая подготовка лыжника заключается в овладении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников в зависимости от внешних условий. (4,10) Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

Тактическое мастерство лыжников основывается на большом запасе знаний, умений и навыков , позволяющих выполнять задуманный план гонки (соревнования). Во время соревнований оно проявляется в умении быстро оценить изменившуюся обстановку и принять необходимое решение для достижения победы или высокого результата.

Задачами тактической подготовки лыжника являются (15,23):


  1. Изучение общих положений тактики в спорте.

  2. Изучение тактики лыжного спорта.

  3. Изучение тактического опыта сильнейших лыжников.

  4. Обучение практическому использованию элементов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и на соревнованиях:
А) применение лыжных условий скольжения, рельефа местности, состояния лыжни;

Б) выбор стойки спуска и способов поворотов в зависимости от крутизны и неровности склонов, условий скольжения, степени утомления и т.д.;

В) овладение способностью распределения сил на дистанции и выработка чувства времени;

Г) овладение стартовым и финишным ускорением, способом обгона и ухода от противника;

Д) умение правильно оценивать свою подготовленность до составления тактического плана;

Е) изучение своих возможностей в достижении спортивной формы к

Основным соревнованиям.

Следующими задачами тактической подготовки являются:


  1. Изучение условий и места предстоящих соревнований: рельеф,
    состояние и возможные изменения лыжни в ходе соревнований, стартовый
    номер, возможные изменения.погоды.

  2. Изучение возможных противников, их тактической, физической,
    технической и волевой подготовки.

  3. Анализ участия в соревнованиях и эффективность применяемой
    тактики.
Набольшее значение в тактической подготовке имеет овладение техникой способов передвижения и применения их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Важным средством обучения тактике является повторное прохождение различных по длине и рельефу отрезков дистанции.
Не менее важно в ходе тактической подготовки воспитывать у лыжников умение правильно распределять силы на дистанции. Опыт подтверждает целесообразность равномерного распределения сил на дистанции. Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения дистанции и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнинах. В ходе занятий лыжник должен овладеть приемами борьбы с противниками , стартовавшими значительно раньше или позже него, используя при этом информацию тренера и свой опыт.

Тактическое мастерство неразрывно связано с уровнем развития физических, моральных и волевых качеств. (2,8,12)

Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственной близости (при общем старте), попытка многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого страта. Поэтому прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему. После каждого старта необходимо провести анализ прошедших соревнований, оценить эффективность применяемой тактики, сделать выводы на будущее. Все это является одним из основных методов совершенствования тактического мастерства.

2.2.1 Тактика передвижения по пересеченной местности

В технике передвижения по склонам средней крутизны (4-12°) появляются существенные изменения по сравнению с равнинны ходом -попеременным двухшансным.

Поэтому целесообразно назвать способ преодоления склонов средней крутизны - подъем скользящим ходом (6,10). Если скольжение отличное, то сильные лыжники могут сменять попеременный или одновременные ходы на подъем скользящим ходом при крутизне склона более 4-5°.

В подъеме скользящим ходом, как правило, после отрыва толчковой лыжи еще продолжается отталкивание одноименной палкой. Значит, загрузка лыжи может быть еще не полная: часть веса приходится на одноименную палку. Появляется новая фаза, которую можно условно назвать «скользящий полет». Это скольжение на одной лыже с завершением отталкивания одноименной палкой. Это фаза частично или даже полностью заменяет собой свободное скольжение. Смысл этой замены в том, что отталкивание одноименной палкой не позволяет телу гонщика отстать от скользящей лыжи, предупреждает проваливание тела назад, несмотря на выдвижение стопы вперед. Постановка разноименной палки часто совпадает с отрывом от опоры одноименной палки. У менее подготовленных лыжников разноименная палка ставится еще раньше - время опоры на обе палки сразу бывает больше.

Надо подчеркнуть, что разобранные здесь особенности являются выводом из изучения очень большого материала техники лыжников высокой квалификации за многие годы в различных условиях. Приводимые факты служат только примерами, и не единственным доказательством справедливости выводов.

Перейдем теперь к разбору способов передвижения по крутым склонам (13-16°). Более сильные лыжники , сохранившие силы, преодолевают такие склоны при помощи способа подъем скользящим бегом. Для подъема скользящим бегом характерна полная замена фазы свободного скольжения фазой скользящего полета с завершением отталкивания одноименной палкой. С момента постановки разноименной палки скольжение на лыже прекращается. Все скольжение сводится к короткой фазе скользящего полета. Далее сразу следует стояние лыжи до выпада, которое всегда имеется на подъемах.

Наконец , на крутых подъемах применяют еще один способ - подъем ступающим шагом. Для этого способа характерно полное отсутствие скольжения. Долго длится опора на одноименную палку и заканчивается она позднее, чем постановка разноименной палки. Подъем ступающим шагом женщины применяют обычно при крутизне склона меньшей, чем мужчины.

Более крутые склоны (более 16°) в гонке преодолевать ступающим шагом трудно.

Во всех способах подъема не бывает, как правило скольжение с выпрямлением ноги. Скользить, выпрямляя ногу и поднимая тело вверх, совершенно нерационально.

2.2.2 Передвижение на уклонах и спусках

Уклоны от спусков имеет смысл отличать потому, что на уклонах лыжник передвигается активно, увеличивая скорость отталкивания лыжами и палками.

Границы между уклоном и спуском зависят от условий трения и способности лыжника достаточно сильно и быстро отталкиваться при достигнутой скорости. Более часто применяют одновременный однолыжный ход. И, наконец, до момента перехода уклона в спуск - бесшажный ход (6,7).
Когда лыжник едва успевает приложить усилия к палкам, теряется смысл отталкивания, при этом прирост скорости незначителен, а затрата усилий на быстрые движения велика.

Спуски различают свободные, заторможенные и с препятствиями (4,15). Заторможенные спуски отличаются от свободных тем, что условия трассы заставляют лыжника тормозить на спуске.

2.2.3 Распределение сил на дистанции

Анализ результатов соревнований сильнейших гонщиков мира позволяет делать выводы, что лучшие результаты показывают спортсмены, которые равномернее распределяют свои силы (4). Это утверждение не означает, конечно, что слабый лыжник при равномерном распределении силы на дистанции выиграет у сильного , который по каким-либо причинам не сумел равномерно распределить свои силы.

На пересеченных рельефах лыжных трасс, на которых подъемы достигают несколько десятков метров, трудно говорить о равномерности скорости, поэтому мы говорим об относительной равномерности.

Исследования показывают, что при равномерной интенсивности вполне допустимы колебания от 3 до 5% от средней скорости (13). Если спортсмен значительно превысил свою среднюю (оптимальную) интенсивность, то через некоторое время его скорость значительно снижается из-за быстро наступившего утомления.

В практике выступлений лыжников имеется немало подобных примеров, особенно в эстафетных гонках.

Если спортсмен, не оценив своих возможностей, значительно превысит оптимальную интенсивность, окислительные процессы в его организме протекают в три раза быстрее, то есть организм начинает работать в долг. (17)

Умение распределять силы лыжник приобретает на занятиях. Для этого они на тренировках должны чаще (особенно на первых занятиях) измерять частоту пульса в минуту. Сопоставляя свои ощущения с объективными данными частоты пульса на подъеме, на равнине и на спуске, лыжник быстрее научиться сознательно контролировать работоспособность организма.

Лыжник должен овладеть приемами борьбы с противником, когда тот находится в поле его зрения. Приемы тактической борьбы в этих случаях могут быть следующими:

При парном старте - сразу выйти вперед, если противник хуже подготовлен.

При групповом (эстафетные гонки) - необходимо знать место ведущих номеров, если силы лыжников равны.

Когда равносильные спортсмены стартуют в одной паре, для достижения наилучшего результата они часто попеременно лидируют друг друга.

Выбор тактических приемов основан на анализе собственного состояния работоспособности , наблюдения за спортсменами, с которыми гонщик непосредственно вступает в контакт, и сопоставлении своей работоспособности с работоспособностью противников, которые стартовали раньше или позже.

Тот или иной способ передвижения выбирают в зависимости от рельефа местности, состояния снега и качества скольжения.

ГЛАВА III. Экспериментальное обоснование тактики распределения сил на дистанции в лыжных гонках

Как показал анализ специальной литературы (гл. 1-2) , беседы с тренерами и спортсменами, педагогические наблюдения и собственный спортивный и педагогический опыт, одним из способов тактической организации действий в циклических видах спорта на выносливость, в том числе и лыжных гонках, является система распределения сил на дистанции. Под этим подразумевается изменение скорости передвижения спортсмена на различных участках дистанции, активизация или временное снижение психофизических усилий на том или ином ее отрезке.

В лыжном спорте современные трассы отличаются значительной пересеченностью рельефа: затяжными подъемами, участками скоростных спусков, равнинными отрезками и т.д. В связи с этим возникает вопрос разработки модели прохождения той или иной лыжной трассы с дифференцированной активностью лыжника на различных профильных участках дистанции. Решение данного вопроса возможно на основе:


  1. разграничения дистанции на ряд профильных участков (достаточной протяженности);
    регистрация времени прохождения этих участков всеми участниками соревнований;

  2. определение степени взаимосвязи эффективности прохождения различных участков дистанции с конечным спортивным результатом на основе методов математической статистики (вычисление коэффициентов корреляции и детерминации).
Полученная таким образом модель может выступать в качестве предпосылки разработки соревновательного тактического плана прохождения соответствующей дистанции лыжниками-гонщиками в аспекте дискретного изменения степени активизации их двигательных действий.

В соответствии с определившейся идеей нами был проведен
педагогический эксперимент, в котором принимали участие сильнейшие
лыжники Соль-Илецкого района, а также учащиеся Ветлянской средней школы. Эксперимент осуществлялся в течение двух лет - в 2002 и 2003 гг.

На первом этапе эксперимента (зима 2002 г.) решалась задача определения структурной модели прохождения дистанции 10 км в местечке Боевая Гора, где традиционно проводятся многие районные соревнования по лыжным гонкам. Предварительное изучение соревновательной трассы, беседы со старейшим учителем Боегородской средней школы Павленко Ю.Н., учителем Григорьевской средней школы Орловым В.В. позволили выделить на трассе ряд характерных участков (достаточной протяженности, чтобы их вклад в конечный результат был достаточно весом по времени). Изображение трассы представлено на рисунке 1. Сразу следует отметить, что профиль дистанции характеризуется общим уклоном по линии БВ, составляющим 17-20°. Таким образом , процесс прохождения спортсменами дистанции характеризуется постоянной сменой участников спусков и подъемов. Лишь один участок (БГ) отличается относительной пологостью (незначительный подъем 3-5°).

Дистанция была разделена на пять участков по принципу: один спуск -один подъем. Лишь на третьем участке имелся один небольшой дополнительный вираж. Старт и финиш находились в одном месте.
В процессе соревнования на дистанции 10 км участники проходили два круга по 5 км для нашего исследования это представляло дополнительный интерес , так как позволило оценить вклад эффективности прохождения одного и того же участка дистанции дважды - на первом и втором круге.

Определение модели раскладки сил по отмеченным участкам осуществлялось в соревнованиях на первенство области среди учебных

Заведений (вузов и ссузов), в которых принимали участие 17 спортсменов. Среди них 7 участников 2, 3 разряда и 10 спортсменов I разряда. Соревнования проходили 8.02.2002: начало гонки в 11.00, температура воздуха-12°С, снег сухой.

Этапные судьи-хронометристы запускали секундомеры по сигналу стартера, и четверо из них сразу же разъезжались на свои промежуточные пункты контроля: 1-2-3 и 4 (рис. 1). Один оставался в районе старта, так как здесь был промежуточный и конечный финиш дистанции. Таким образом , хронометристы осуществляли регистрацию моментов времени прохождения каждым участником соревнования всех промежуточных пунктов. Спортсмены выпускались на трассу поочередно, через каждые 30 секунд.

Последующие расчеты позволил определить время прохождения испытуемыми каждого участка дистанции (табл.1).

Проведенный затем корреляционный анализ и расчет коэффициентов детерминации показали следующее распределение вкладов участков дистанции в конечный результат:

А) по коэффициентам корреляции:

0,88-0,98-0,98-0,85-0,85-0,96-0,97-0,98-0.94-0,95;

Б) по коэффициентам детерминации:

77,4%-96,0%-96,0%-72,2%-72,2%-92Л%-94,1%96,0%-88,3%-90,2%. Более наглядно вклад эффективности прохождения каждого участка дистанции в конечный результат показан на диаграмме (рис. 2). Видно, что в целом более весомый вклад дает эффективность прохождения второй половины дистанции, а по участкам - на 1 круге - 2 и 3-й участки; на втором круге - 1, 2 и 3-й участки. Эффективность прохождения 4 и 5-го участка на первом круге менее значима, хотя и возрастает на втором круге (финиш).

Рис. 1 Схема лыжной трассы.

Направление лыжной гонки

Таким образом , было определено, что оптимальным модельным вариантом распределения сил на дистанции 10км Боевая гора для

Спортсменов указанной квалификационной категории в условиях сухого снега и слабоморозной погоды можно считать следующий:

А) относительно быстрое, но не максимальное, прохождение первого (стартового) участка дистанции (первый километр);

Б) активизация на втором и третьем участках (2-3-й км);

В) некоторое снижение активности на 4 и 5 участках (поддержание скорости за счет экономизации движения в середине дистанции);

Г) постепенное повышение скорости на 1-м (бывшем стартовом) участка;

Д) вновь максимальна активизация действий на 2 и 3-м участках;

Е) снять некоторое снижение активности на 4-м круге;

Ж) активизация двигательных действий на последнем - финишном участке дистанции.

Таблица 1

Время прохождения участниками соревнований различных участков
дистанции 10 км (Районные соревнования, 8.02.2002)


№ п/п

Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

10

1

196

185

254

138

187

239

199

264

134

200

2

210

204

278

151

2096

251

214

280

153

206

3

197

180

241

127

175

215

191

252

136

4

182

173

231

128

175

212

181

238

134

176

5

181

181

254

139

195

223

197

264

143

191

6

185

174

233

126

183

204

178

241

131

172

180

167

229

126

171

215

179

238

132

173

8

196

198

270

178

168

238

215

290

149

202

9

176

166

219

129

162

202

167

223

120

169

10

177

235

132

176

233

197

253

134

185

11

185

178

249

137

188

228

197

268

145

196

12

208

204

289

156

202

250

214

282

145

197

13

179

237

133

175

215

178

245

134

172

14

177

167

231

126

166

206

180

235

128

162

15

175

172

237

130

173

225

192

250

135

178

16

166

160

122

156

193

168

224

122

155

17

228

217

288

157

215

265

221

301

165

210

Рис. 2 Зависимость результатов в лыжной гонке на 10 км от эффективности прохождения различных участков дистанции

В целом, в тактике распределения сил при прохождении данной дистанции можно выделить 2 и 3-й участки, где спортсмены должны проявить максимум усилий при прохождении каждого круга дистанции, и 4-й участок, где возможно некоторое снижение активности для относительного отдыха с целью устранения метаболических продуктов распада в мышцах и крови спортсмена после предыдущей интенсивной деятельности и для подготовки к последующей активизации действий на решающих участках и финишном отрезке на втором круге.
На втором этапе эксперимента (зима 2003 г.) была организована опытная группа в количестве 6 человек из числа учащихся Ветлянской средней школы (тренер Петров А.Л.), которые в течение нескольких тренировок перед первенством района осваивали вышеуказанную модель прохождения дистанции. В день соревнований (8.02.2003) этим спортсменам перед разминкой была продемонстрирована схема трассы, диаграмма распределения усилий и дана соответствующая двигательная установка по тактике прохождения дистанции.

В процессе соревнований, также как и на предыдущем этапе эксперимента, судьи-хронометристы регистрировали время прохождения спортсменами промежуточных пунктов. Это позволило в дальнейшем определить, придерживались ли участники опытной группы разработанной тактической модели.

Результаты соревнований показали, что из числа участников опытной группы двое спортсменов стали победителями: один среди старших юношей (Н. Антропов), другой - среди средней группы (Педанов А.) Хорошо также выступили другие участники опытной группы , занявшие 3,5 и 6 места.

Интерес представляет динамика прохождения спортсменами различных участков дистанции. Для анализа мы взяли результаты первых 8 лучших спортсменов, поскольку в числе них находились все участники опытной группы (взрослые), занявшие как уже отмечалось 1,3,5 и 6-е места. Другие четверо из восьмерки выступили в качестве контрольной группы, поскольку не выполняли экспериментальной модельной раскладки сил.

Анализ средних результатов прохождения различных участков дистанции спортсменами опытной и контрольной групп показал (табл.2), что участники опытной группы четко выполнили модельную тактическую установку.

Таблица 2

Среднее время прохождения участниками экспериментальных групп различных участков дистанции 10 км


Группы
Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Среднее время прохождения (сек)

Опытная


200

164

256

135

189

236

188

255

198

133

Контрольная

220

203

279

155

217

263

189

298

211

152

Разность (сек)

20

39

23

20

28

27

1

43

13

19

Так, если на стартовом участке в результате относительно быстрого стартового разгона преимущество опытной группы составило 20 секунд, то на 2 и 3-м участках, где требовалась максимальная активизация действий, положительная разница уже достигла 39 и 23 секунд. На 4-м участке разница уменьшилась до 20 секунд, что свидетельствует о выполнении участниками опытной группы запланированного снижения двигательной активности. Но уже на следующих участках разность опять начала увеличиваться, достигая 28 и 27 секунд. Однако несколько преждевременная активизация двигательных действий участниками опытной группы, на 5 и 6-м участках привела к тому, что на 7 участке (2-й на круге) они не смогли еще более увеличить активность, наоборот несколько снизив ее (экономизация действий после предшествующей длительной активности). Разность между группами здесь составила всего 1 секунду. Однако уже на 8-м (3-м на модельном круге) участке разность резко возрастает в пользу опытной группы, достигая наибольшей величины среди всех участников дистанции - 43 секунды. Это свидетельствует о выполнении участниками опытной группы модельного тактического плана. Подтверждением его выполнения является некоторое снижение активности на 9-м (4-м круге) участке дистанции (уменьшение разницы до 13 сек) и активизация действий на последнем, финишном участке (увеличение разницы до 19 сек).

Таким образом , разработанная модель распределения сил на дистанции, реализованная спортсменами-участниками опытной группы во время ответственного соревнования, подтвердила свою эффективность, что выразилось в достижении спортсменами высоких спортивных результатов.

Выводы

1. Основными формами соревновательной деятельности являются техника и тактика спортсменов.

Тактика, в наиболее распространенном понимании характеризуется как искусство ведения соревновательной борьбы.

В более конкретном определении под тактикой соревновательной деятельности понимаются общие формы ее целесообразного построения в целом, последовательно объединяющие соревновательные действия в соответствии с основными линиями поведения спортсмена (команды) на соревновании.

2. В группе видов спорта циклического характера на выносливость тактические действия сводятся к предварительному составлению графиков скорости преодоления отрезков дистанции с учетом собственного состояния, состояния противников, метеорологических условий.

Выделяют следующие варианты раскладки сил на дистанции:


  1. равномерная скорость передвижения по дистанции ;

  2. высокая скорость в первой части дистанции с постепенным ее снижением к финишу;

  3. высокая скорость в первой и последней частях дистанции и уменьшение ее в средней:

  4. постепенное нарастание скорости в течение всей дистанции;

  5. постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции;

  6. постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание ее на финише и др.
3. Спортивно-тактическая подготовка связана с формированием способностей вести соревновательную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности.

4. Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. Основным специфическим методом совершенствования тактического мастерства является метод тренировки как с реальным, так и условным противником.


  1. Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим вниманием внешних условий (состояние снега, рельеф местности, температуры, вид мази и т.д.) на ход борьбы в соревнованиях.

  2. Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта.
Специальная тактическая подготовка лыжника заключается во владении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников, в зависимости от внешних условий. Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

7. Для определения оптимального распределения сил на дистанции в лыжных гонках целесообразно деление дистанции на выраженные профильные участки (достаточной протяженности) с регистрацией времени их прохождения спортсменами в процессе соревнований и последующим расчетом коэффициентом корреляции и детерминации.

8. Предварительное овладение спортсменами модельной «раскладки сил» на трассе предстоящих соревнований и реализация ее в условиях официальных соревнований (при аналогичных климатических и прочих условиях) позволяет достичь более высоких спортивных результатов по сравнению с лыжниками, не имеющими четкого, научно-обоснованного тактического плана прохождения дистанции.

Основная направ­ленность Классы
На освоение тех Переход с одновре- Переход с хода на ход
ники -лыжных хо менных ходов на по- в зависимости от ус-
дов переменные. Преодо- ловий дистанции и
ление подъемов и состояния лыжни.
препятствий. Про- Элементы тактики
хождение дистанции лыжных гонок: рас-
до 5 км (девушки) и пределение сил, лиди-
до 6 км (юноши) рование, обгон, фини-
ширование и др. Про-
хождение дистанции
до 5 км (девушки) и
до 8 км (юноши)
Основная направ­ленность Классы
На знания о фи­зической культуре Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая по­мощь при травмах и обморожениях

Элементы единоборств

В средней школе учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученное является умение вести; учебную схватку (табл. 21). Как и в 8-9 классах, следует широ­ко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произ­вольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых па­раметров движения) и кондиционных (силовых, силовой вынос­ливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усили­вается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часть вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать девушки, проявившие к этому интерес.

Таблица 21 1

Программный материал по элементам единоборств

Основная направ­ленность Классы
На освоение тех­ники владения приемами Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка
Основная направ­ленность Классы
10 11
На развитие коор­динационных спо­собностей Пройденный материал по приемам единобор­ства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против дво­их» и т. д.
На развитие сило­вых способностей и силовой вынос­ливости Силовые упражнения и единоборства в парах
На знания о физи­ческой культуре Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца
На освоение орга­низаторских уме­ний Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств
Самостоятельные занятия Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами

Плавание

В школах, где есть условия, продолжается этап углубленного закрепления пройденного материала, направленного на приобре­тение навыка надежного и длительного плавания в глубокой во­де. Одновременно с этим включаются новые элементы по осво­ению прикладного плавания (табл. 22). Уроки по плаванию мож­но чередовать с уроками по другим разделам, вести их в виде отдельных курсов, а также выносить за сетку учебных занятий и проводить в открытых водоемах, соблюдая правила безопасности.

Распределение сил по дистанции - этим так­тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев­новательной скоростью.

Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддержи­вает выбранный темп на всей дистанции с уче­том различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.

Старшеклассникам известно, что лучшие ре­зультаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3-5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих си­лах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на ди­станции. Догнать соперника - не главная цель соревнования (исключение составляют эстафет­ные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.

Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыж­ни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.

И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финиш­ного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувство­вать силы. Это приобретается опытом, постоян­ной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходо­вать все силы.

Обучать технике передвижения на лыжах мож­но вместе и юношей и девушек. Следует сде­лать два круга: внешний - для юношей, внутрен­ний - для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитацион­ных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветре­ную погоду там же нужно провести короткую разминку.

Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную цен­ность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом ре­жиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умст­венного и физического труда.

В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются ре­же, склоны включаются в тренировочные отрез­ки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотно­го прохождения спусков и подъемов, фикси­руя время или расстояние.

Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разде­ленных классах, нужно продолжать совершен­ствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов пере­движения на лыжах, но и изученных ранее.

Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV - VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома вы­полнять такой же объем работы, какой они вы­полняли на сдвоенном уроке лыжной подготов­ки, но в два приема, с интервалом через день-два.

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие виды передвижения на лыжах относятся к технике классического хода в лыжных гонках?

A) Одновременный одношажный

B) Попеременный двухшажный

C) Коньковый

D) Повороты переступанием

E) Спуск в низкой стойке

F) Одновременный бесшажный

G) Поворот плугом

{Правильный ответ }=А,B,F

{Сложность}=1

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

В каких видах лыжного спорта используется коньковый ход?

B) Лыжное двоеборье

C) Сноуборд

E) Биатлон

F) Лыжные гонки

G) Прыжки на лыжах

H) Ски-кросс

{Правильный ответ }=B,E,F

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

020_Лыжный спорт_рус rtf

На каких дистанциях соревнуются лыжницы-гонщицы?

{Правильный ответ }=A,B,D

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие объязности выполняет главный секретарь соревнования?

A) Мандатная комиссия

B) Жеребьевка

C) Оформление протоколов

D) Просмотр трассы

E) Работа контроллера

F) Судья приучастников

G) Стартер



H) Функция мед.работника

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

На каких дистанциях соревнуются лыжники-гонщики?

{Правильный ответ }= B,C,D

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Сколька фаз скольжения в попеременном двухшажном ходе, в скользящем беге и вступающем шаге?

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=2

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

018_Лыжный спорт_рус rtf

Сколько скользящих шагов в одновременном бесшажном, одношажном и двухшажном ходах?

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=2

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Когда будет засчитан спортсмену результат при пересечении линии финиша в лыжных гонках?

A) Только головой

B) Только одной рукой

C) Только двумя руками

D) Без лыж

E) Носком лыжи

F) Одной стопой

G) Двумя стопами

H) На одной лыже

{Правильный ответ }= F,G,H

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Для чего смазывают лыжи лыжной мазью?

A) Чтобы лыжи хорошо скользили

B) Чтобы лыжи не проскальзывали

C) Чтобы лыжи хорошо скользили на всей дистанции.

D) Чтобы лыжи не изнашивались

E) Чтобы было легко передвигаться на подъемах

F) Чтобы развивать высокую скорость на спусках

G) Чтобы обеспечить устойчивость лыжника

H) Чтобы было удобно обгонять соперников

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какие методы наиболее рациональные для совершенствования техники бега на лыжах?

A) Образные пояснения тренера.

B) Анализ видеозаписи вашего бега.

C) Изучение видеозаписи техники лучших лыжников.

D) Изучение местности.

E) Изучение структуры снега.

F) Изучение температуры воздуха

G) Наблюдения за другими спортсменами.

Н) Замечания товарища.

Правильный ответ }=A,B,C

{Сложность}=1

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

020_Лыжный спорт_рус rtf

Какова скорость передвижения на лыжах на олимпийских играх у мужчин в гонках, скоростном спуске и в прыжках на лыжах с трамплина?

A) В лыжных гонках 6-8 м/сек.

B) В скоростном спуске 120-140 км.час

C) В прыжках на лыжах 90-95 км.час

D) В лыжных гонках 3-5 м/сек

E) В скоростном спуске 160-180 км.час

F) В прыжках на лыжах 110-120 км.час

G) В лыжных гонках 10-15 м/сек.

H) В скоростном спуске 190-200 км.час

{Правильный ответ }= A,B,C

{Сложность}=3

{Учебник}=Лыжный спорт.Под редакцией М.А.Аграновского-М:ФКИС,1980-368с

{Семестр}=7

Плавание_ру021_ Общая характеристика движений_Плавание_ рус.rtf

021_Плавание_рус rtf

Плавание относится к:

A) Циклическим видам спорта.

B) Ациклическим.

C) Единоборствам.

D) Водным видам спорта.

E) Олимпийским видам спорта.

F) Сложно-координированным видам спорта.

G) Спортивным играм.

H) Сложно техническим видам спорта.

{Правильный ответ} = А. D, Е.

{Сложность} = 1

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Спортивное плавание фигурирует:

A) В современном пятиборье.

B) В триатлоне.

C) В биатлоне,

D) В хоккее на воде.

E) В морском многоборье.

F) В волейболе на воде

G) В синхронном плавании.

H) В прыжках в воду.

{Правильный ответ} =А, B, Е,

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Размеры волн при движении пловца зависят от:

A) От объема тела

B) От технической подготовленности

C) От плотности воды

D) От скорости

E) От вязкости воды

F) От способа плавания

G) От насыщения солями

H) От температуры воды.

{Правильный ответ} = B, D, F.

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

К внешним силам относительно тела пловца относится:

A) Физическая сила.

B) Сила тяжести тела.

C) Вертикальная сила.

D) Выталкивающая сила.

E) Горизонтальная сила.

F) Подъемная сила.

G) Сила ветра.

H) Сила сопротивления.

{Правильный ответ} = B, D, F

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

В чем ярко отражены закономерности передвижений в воде:

A) В технике плавания.

B) В биомеханике плавания.

C) В гидродинамике плавания.

D) В спортивном мастерстве.

E) В гидростатике.

F) В умении держаться на воде.

G В технике спортивного плавания.

H) В физических возможностях.

{Правильный ответ} =А, D,G.

{Сложность} = 3

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Что лежит в основе передвижений в воде:

A) Специфические двигательные действия пловца

B) Умение держаться на поверхности воды

C) Закономерности передвижений в воде

D) способность выполнять плавательные движения

E) способность продвигать гребущий элемент под углом

F) Физическое развитие

G Жизненно важные двигательные умения

H) Координационные возможности.

{Правильный ответ} =А. D. Е.

{Сложность} = 3

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

При движении пловца образуются волны:

A) Носовые,

B) Кормовые.

C) Поперечные.

D) Встречные.

E) Продольные.

F) Встречные и продольные.

G) Тормозящие.

H) Выталкивающие.

{Правильный ответ} = А. B, C.

{Сложность} = 2

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Быстрому плаванию может препятствовать:

A) Плотность воды.

C) Температура воды

D) Течение.

E) Температура воздуха.

G) Одежда.

H) Встречный ветер.

{Правильный ответ} =D, F,G.

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Тело будет находится выше над поверхностью воды в:

A) В пресной.

B) В холодной.

C) В горячей.

D) В пресной и холодной.

E) В грязной.

F) В соленой.

G) В грязной и солёной.

H) В горячей и пресной.

{Правильный ответ} = B, C, F

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -$$$00220

Основные опорные плоскости пловца:

B) Площадь тела

D) Грудная клетка

E) Кисть и стопа

G) Голова.

H) Грудная клетка и бедро.

{Правильный ответ} = А, C, Е.

{Сложность} = 2

{Семестр} = 7

021_Плавание_рус rtf

Назовите спортивные способы плавания:

A) Кроль на груди, кроль на спине.

B) По лягушачьи.

C) По морскому.

D) Брасс, дельфин.

E) Кроль на груди, кроль на спине, брасс, дельфин.

F) Баттерфляй, брасс, .треджен

G) Брасс на спине, бабочка.

H) На боку, саженцами,

{Правильный ответ} = А, D, Е.

{Сложность} = 1

{Учебник} =Н. Ж. Булгакова. Плавание. – М: -2001.

Мышцы