Алексей Мишин: биография борца. Мишин Алексей Николаевич: биография, карьера, личная жизнь Где тренирует мишин

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Знаменитый российский тренер, чья подопечная Елизавета Туктамышева в субботу в Шанхае стала чемпионкой мира, комментирует итоги ЧМ-2015 по фигурному катанию

Не могу даже сказать, что слишком устал за этот чемпионат, - начал разговор Мишин. - Расписание сложилось для нас с Лизой благоприятно: в Шанхай мы приехали заранее, так, что у Лизы перед короткой программой получалось два полноценных тренировочных дня.

- Насколько сильно вы нервничали в ожидании финала ученицы?

Могу сказать, что какого-то внутреннего страха, как бывает, образно говоря, когда сидишь в осаде и боишься, что не выживешь, я не чувствовал. Напротив, было ощущение, что мы постоянно наступаем, атакуем. Да, можем в этой ситуации проиграть. Но не потому, что недостаточно сильны, а потому, что, атакуя, легко совершить ошибку. Хотя произвольная программа далась Туктамышевой невероятно тяжело.

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА на льду. Фото AFP

- Несмотря на то, что на протяжении сезона она успешно катала ее на соревнованиях более десятка раз?

Тринадцать. Но ни на одном из предыдущих выступлений не было такого напряжения. Вот этого ощущения, что золотая медаль чемпионки мира уже свесилась в твой карман и остается разве что поглубже ее протолкнуть, чтобы не выпала. И, конечно же, каталась Лиза в произвольной программе не в свою силу.

Тройной аксель, который вы включили в короткую программу, сыграл именно ту роль, которую вы ему отводили. Насколько был вероятен шанс, что новый прыжок может поломать все остальные элементы?

Такая вероятность, безусловно, была. Поэтому мы и постарались найти возможность до начала чемпионата мира "проверить" программу с акселем на нескольких турнирах.


Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА исполняет произвольную программу. Фото AFP

Когда вы задумывали в начале сезона столь плотный график выступлений, хотели просто приучить ученицу соревноваться с тем, чтобы выступления перестали быть для нее стрессом, или же преследовали цель наработать в сжатые сроки максимально благоприятное судейское и общественное мнение?

Своим вопросом вы просто продиктовали ответ. Он верен. Туктамышева ведь давно не участвовала в реально значимых соревнованиях и несколько отвыкла от борьбы. Когда мы с ней поехали в этом сезоне на самый первый турнир в Самару, где проходил этап Кубка России, короткую программу Лиза откатала относительно хорошо, а в произвольной был полный развал. И я понял, что первоначальная моя задача - любым способом компенсировать дефицит соревновательной практики. Заодно - появиться на людях, набрать утраченный рейтинг и так далее. Рассуждал я трезво: либо Туктамышева в этом году поднимется, либо... Согласитесь, что после третьего подряд неудачного сезона о каких-то серьезных намерениях было бы уже сложно говорить.

Зато теперь всем понятно, что провал отдельно взятого сезона, пусть даже этот сезон - олимпийский, это не повод для трагедии.

На самом деле в том, что мы с Лизой не попали в Сочи, есть определенные плюсы. В том числе и для меня как для тренера. У меня теперь есть гарантированный олимпийский цикл интереснейшей работы с хорошей спортсменкой, способной решать любые задачи. А у нее - превосходная мотивация. Мы ж не знаем, что могло случиться, если бы Лиза попала на Олимпиаду и выиграла ее? Вполне допускаю, что в этом случае она могла бы вообще уйти из фигурного катания. А так она преодолела все проблемы, снова стала тем лидером, каким была когда-то, и своими выступлениями - и в частности тройным акселем - делает очень много для того, чтобы и другие люди зашевелились.

Лиза сказала в Шанхае, что столь большое количество стартов, как то, что пришлось выдержать ей в этом сезоне, - слишком чрезмерная нагрузка, чтобы повторять такое каждый год. А что думаете на этот счет вы?

Думаю, что фигурное катание рано или поздно все равно придет к этому. К той схеме выступлений, по которой уже давно живет теннис. Кстати в Шанхае, когда мы обсуждали с Лизой, какие прыжки ей стоит делать в ходе показательных выступлений, я ждал, что после победы она окажется уставшей, выхолощенной. А она сказала, что хочет прыгать и тройной лутц, и тройной тулуп. То есть физически чувствовала себя прекрасно, прекрасно провела тренировку. Мне стоило больших сил убедить ее облегчить программу в прыжковой части, чтобы гарантированно прокатать ее без "клякс".

Ваши слова о том, что Туктамышева может пропустить весь сезон из-за травмы спины, были сказаны в начале сезона для того, чтобы все от вас отстали и дали возможность спокойно готовиться к сезону, или проблема на самом деле была серьезна?

Травма действительно была, но нам повезло с врачом. Сначала боль и воспаление удалось купировать, а потом по мере нормализации веса проблема ушла окончательно.


Суббота. Шанхай. Произвольная программа Елизаветы ТУКТАМЫШЕВОЙ. Фото AFP

В Шанхае многие восторгались не только тем, что Туктамышева удачно приземлила тройной аксель, но тем, что вам с ученицей удалось реализовать фактически мужскую технику этого прыжка - более мощную и, соответственно, гораздо более впечатляющую.

Лиза делала отдельные удачные попытки этого прыжка еще в детстве. Дело в том, что когда я заново учил ее двойному акселю, то уже тогда учил так, чтобы на базе этой техники мы могли прыгать три с половиной оборота.

Я правильно понимаю, что, если техника двойного акселя у спортсменки оставляет желать лучшего, говорить о намерениях увеличить количество оборотов - бессмысленно?

Говорить-то как раз можно. Просто мне как специалисту сразу видно, когда эти намерения могут быть реализованы, а когда не имеют никакой перспективы с самого начала.

В этом прыжке есть несколько нюансов. Какие-то связаны с ключевыми деталями техники, в том числе такими, которые не всегда видны глазу, а какие-то - с инвентарем.

- В смысле - с коньками и ботинками?

Да. Могу открыть секрет: многие люди точат коньки, стараясь сделать их как можно острее. А острое лезвие невозможно повернуть в момент захода на тройной аксель таким образом, чтобы создать нужное направление вращения. И прыжка не будет, как бы человек ни старался. Конек должен быть заточен таким образом, чтобы он мог как бы "забуксовать" - именно это создает вращательный момент, который фигуристу остается только подхватить. Если же этого не происходит, прыжок сразу начинает требовать огромного количества "физики". При мужской силе с этим еще можно справиться, при женской - крайне трудно.

Кататься на слишком острых коньках, на мой взгляд, вообще не очень хорошо. Я понял это еще когда выступал сам и много наблюдал за тем, как катаются Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Связь между инвентарем и техникой существовала в спорте во все времена. Бамбуковые шесты требовали иной техники, нежели фибергласовые, планирующее копье - иного броска, нежели обычное. Так вот чем острей коньки, тем менее маневренным и элегантным становится катание спортсмена. Чем крепче ботинки, тем "дубовее" фигурист двигается на льду. Я, например, начинал кататься в самых обычных полуботинках, к которым были прикручены коньки - другой обуви просто не было. Но у меня никогда в жизни не болели голеностопы.

* * *

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА в ожидании оценок. Фото AFP

Многие тренеры стремятся как можно быстрее поднять сложность программ, чтобы сделать своего спортсмена конкурентоспособным. И искренне полагают, что огрехи в технике можно подчистить потом. Получается, что такой подход рано или поздно все равно приводит к необходимости браться за технику с нуля?

На самом деле да. Есть тренеры, которые наоборот считают, что нужно идеально выучить какой-то один прыжок, а потом двигаться дальше. Сначала, допустим, освоить тулуп, потом сальхов, потом что-то еще. Я сейчас говорю без какой бы то ни было критики. Просто считаю, что столь скрупулезный подход хоть и может принести результат, но время-то в спорте уходит с дикой скоростью. Поэтому сам всегда предпочитал вести работу над техникой одновременно во всех направлениях. Чтобы у спортсмена с самого начала оставалось как можно меньше слабых мест. Так и с прыжками. Нужно идти не колонной, а фронтом, понимаете мысль? Тогда уже выученные элементы начинают помогать друг другу.

Сейчас, кстати, Министерство спорта уделяет очень большое значение научному сопровождению тренерской работы. В связи с этим мне поручили собрать и систематизировать тот опыт, который накоплен за годы моей работы в части прыжков. В планах - издать книгу, которая будет состоять из двух томов: "Реберные прыжки" и "Зубцовые прыжки". Хочу очень тщательно, десятью-двенадцатью параметрами описать все модельные характеристики этих прыжков, объяснить, что же это такое. В советские времена, если помните, модельные характеристики разрабатывались для каждого технического элемента во всех видах спорта. И обучение любой тренер начинал именно с этого.

- А бывало, что вы подводите спортсмена к выполнению о дного прыжка, а получается другой?

Бывало. Но только с очень способными учениками. А ведь у меня случались и провальные периоды в карьере.

- Например?

Например, когда я пытался работать с женщинами. Мучился временами так, что вообще не понимал, что делать: утром настроишь тройной тулуп - вечером его нет. Вечером настроишь лутц - утром следующего дня опять полный развал. Я почему, собственно, в свое время взял в группу Туктамышеву? Устал работать и понимать, что вся работа идет в песок. Ну да, Лиза была страшненькая по технике, но хотя бы прыгала высоко. А когда мы начали работать, я вдруг понял, что эта девочка схватывает все, что ей говоришь, просто на лету. Что она пластична, музыкальна, с абсолютным слухом, с хорошей головой. Хотя поначалу кроме прыжка и корявости я не видел в Туктамышевой вообще ничего.

* * *

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА с золотой медалью. Фото AFP

Ари Закарян, который когда-то тренировался под вашим руководством, а потом стал достаточно известным спортивным менеджером, однажды сказал, что максимально "монетизировать" титул олимпийского чемпиона можно лишь в том случае, если спортсмен сразу после победы оставляет любительский спорт. А как считаете вы?

Это очень сложная тема. Помню, в Турине, когда Женя Плющенко выиграл золотую медаль и мы были приглашены в связи с этим в Боско-дом, я так и не сумел объяснить одному вашему коллеге, что такое - выиграть Олимпийские игры. Он меня просто не понял. Все время приводил в пример слова Антона Сихарулидзе, что у того после победы в Солт-Лейк-Сити огромный груз с плеч упал. Типа выиграл - и катайся дальше в свое удовольствие.

Если рассуждать с чисто коммерческой точки зрения, понятно, что нужно принимать во внимание множество вещей. Но есть и другой, гораздо более важный момент. Моя супруга, которая была в свое время очень сильной одиночницей, сказала однажды, что, выиграв чемпионат СССР, однажды почувствовала, придя на каток, что кататься больше не может. Если у спортсмена наступает это состояние внутреннего опустошения, его уже не изменить. Пустая трата сил. А выигранная Олимпиада опустошает, как никакие другие соревнования.

С другой стороны - есть пример Жени Плющенко.

- Я бы сказала, что Плющенко - это уникум в плане неиссякаемой спортивной мотивации.

Вы подобрали очень правильное слово. Именно уникум. Когда Женя приходит на каток, у меня каждый раз возникает чувство, что он на льду - самый молодой. Постоянно что-то придумывает ногами, прыгает, хохочет. Видно, что катание ему в радость.

Если говорить об Аделине Сотниковой, я, например, уже после Олимпиады - на контрольных прокатах - увидел в ней раскрытие совершенно новых и очень ярких граней таланта. И понял, что она по-прежнему хочет кататься, ей это нравится.

- Как вы относитесь к разговорам о том, что победа Сотниковой в Сочи - случайна?

На мой взгляд, эта победа была абсолютно справедлива, хотя родные стены, конечно же, помогают. Катание Аделины было прежде всего зрелищем. А катание той же Юны Ким таким зрелищем не стало. Я ведь видел Юну в тот год - она выступала на турнире в Загребе, где каталась и Лиза. Помню, меня попросили дать свой комментарий местные журналисты, и я долго подбирал слова - до такой степени катание кореянки мне показалось подернутым нафталином. В Сочи Юна Ким каталась хорошо, но не настолько, чтобы я мог этим восторгаться. Видно было, что это - не то..

Но на прокатах в начале этого сезона я был реально впечатлен Сотниковой. Там был такой узел чувств, такие эмоции... Когда это есть, спортсмена трудно убедить оставить спорт.

* * *

Cуббота. Шанхай. Чемпионка Елизавета ТУКТАМЫШЕВА и бронзовая медалистка Елена РАДИОНОВА. Фото AFP

После победы Туктамышевой в Шанхае вы сказали, что будете пробовать вставить в произвольную программу два тройных акселя. Зачем? И видите ли смысл стремиться к тому, чтобы ваша спортсменка первой в мире прыгнула каскад из тройного акселя и тройного тулупа?

Вся моя предыдущая тренерская жизнь сводилась к тому, что я учил своих спортсменов прежде всего прыжкам. И до сих пор считаю, что это в одиночном катании - главное и самое интересное, как бы нас не заманивали в иное понимание фигурного катания через транзишены, махи ногами, игру лицом и прочие, как я говорю, "бантики и пуфики". Понятно, что можно проскочить и стать, допустим, чемпионом мира в мужском катании без четверного прыжка. Но это эпизодические исключения.

Если говорить о Лизе, почему не делать в программе те прыжки, которые получаются? Не говоря уже о том, что два тройных акселя при удачном исполнении могут дать фигуристу такое преимущество, что можно вообще сильно не переживать о том, что происходит за спиной. А вот каскад с тройным тулупом тут не нужен. Объясню: если выезд после второго прыжка получится не очень чистым, это неизбежно скажется на общей оценке всего каскада. Поэтому гораздо выгоднее поставить с акселем двойной прыжок, а тройной тулуп перенести в другое место программы. Добавить его к какому-то простому элементу типа сальхова.

Сейчас вашей подопечной предстоит участие в командном турнире в Японии, завершающем нынешний сезон. Это выступление - просто коммерческий старт, или вы продолжаете реализовывать какие-то цели?

Это просто старт для удовольствия. Лизе нравится выступать в Японии, и даже если она откатается там не так хорошо, как хотелось бы, вряд ли это может сказаться на ее нынешнем реноме, согласны?

Безусловно. На ваш взгляд, Туктамышева успела осознать, что находится на ином уровне, нежели остальные российские спортсменки, или ее продолжает напрягать та конкуренция, которая сейчас сложилась в женском катании?

Маленьких девочек она не боится. Я бы сказал, Лиза понимает, что в какой-то ситуации может и проиграть, но этот проигрыш может оказаться только случайным.

ВСЕ ЗОЛОТО ПОДОПЕЧНЫХ МИШИНА

18 побед российских фигуристов под руководством Алексея Мишина на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы

ОИ

ЧМ

ЧЕ

Всего

Алексей УРМАНОВ

1 (1994)

1 (1994)

Алексей ЯГУДИН

1 (1998)

1 (1998)

Евгений ПЛЮЩЕНКО

2 (2006, 2014)

3 (2001, 2003, 2004)

7 (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2010, 2012)

Елизавета ТУКТАМЫШЕВА

1 (2015)

1 (2015)

Всего

После школы Алексей Мишин увлекся электроникой и хотел стать инженером. В 1964 году он окончил Ленинградский электромеханический институт имени В.И. Ленина по специальности инженер-электрик. С 1956 года начал заниматься фигурным катанием. Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Леплинская. После он тренировался у Игоря Москвина в паре с фигуристкой Тамарой Москвиной.

В 1968 году пара Мишин - Москвина стала серебряным призером чемпионата Европы в Вестеросе (Швеция). В 1969 году они выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира в Колорадо-Спрингс (США) и бронзовыми призерами чемпионата Европы в Гармиш-Партенкирхене (Германия).

В этом же году Алексей Мишин ушел из большого спорта. В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

После завершения спортивной карьеры Алексей Мишин начал тренерскую деятельность. Одной из первых его учениц стала фигуристка Татьяна Оленева, чемпионка СССР (1973), позже ставшая его женой. В 1977 году у них родился первый сын Андрей, в 1983 году - второй сын Николай. За свою тренерскую карьеру Алексей Мишин подготовил ряд известных фигуристов, среди которых чемпион мира среди юниоров Виталий Егоров, чемпион СССР Юрий Овчинников, олимпийский чемпион, чемпион Европы Алексей Урманов, олимпийские чемпионы, неоднократные чемпионы мира и Европы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко.

Мишин был тренером сборной СССР и России на Олимпийских зимних играх 1976, 1984, 1994, 1998, 2002.

В настоящее время среди учеников Мишина фигурист Артур Гачинский, занявший пятое место на чемпионате Европы 2011 года, и Елизавета Туктамышева, победительница первенства России среди юниоров.

Алексей Мишин является заведующим кафедрой теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания на коньках Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, с 1990 года является профессором кафедры. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), Заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры России (2002), член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной России по фигурному катанию.

В 1994 году был награжден орденом Дружбы народов, в 2010 году - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени "за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в городе Ванкувере (Канада)".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Наш разговор состоялся во дворце "Юбилейный", где буквально через пару дней пройдёт чемпионат России по фигурному катанию. Именно он станет определяющим для выбора состава на Олимпиаду. За право поехать в Южную Корею будут сражаться две подопечные Алексея Николаевича - Алёна Леонова и чемпионка мира Елизавета Туктамышева. За долгие десятилетия работы тренер воспитал не одно поколение великих российских фигуристов - Алексея Урманова, Алексея Ягудина, Евгения Плющенко. На троих они взяли четыре золота Олимпийских игр.

В своём кабинете после тренировки Алексей Николаевич склонился над необычным жилетом, больше похожим на фехтовальный, - на одежде куча датчиков и проводов. Это так называемый волшебный жилет Мишина - разработка самого тренера:

Во время прыжков от правильной группировки зависит скорость вращения. На жилете так расположены датчики, что, если ты правильно закрываешь контакты руками, возникает звук. Иногда тренер, как в восточной пословице, сто раз говорит "сахар", но во рту слаще не становится. Говорит - группируйся, а он не группируется. А здесь сразу видна работа фигуриста. Всё гениальное просто. Только наш жилет порвался, придётся теперь искать новый или думать, как чинить.

Несмотря на досаду от такой потери, Алексей Николаевич соглашается поговорить о предстоящем чемпионате России и фигурном катании в целом:

Что думаете о чемпионате России, который стартует здесь уже 21 декабря? Во всех видах большое количество претендентов, а путёвок в Корею мало, в том числе и в женском одиночном.

Если говорить о сумасшедшей конкуренции, она больше существует среди тех, кто не прошёл сложный период взросления. В обыденном понимании, человеческом, между девушками конкуренция не столь большая.

- Ваша подопечная Елизавета Туктамышева в этом сезоне пока не блещет. Что не так? Чем будете брать?

Последние старты показали, что включение тройного акселя, когда он недостаточно стабилен, чревато нарушением всей целостности программы. Это очень рискованная затея. На чемпионате России мы подумаем, включать его в обе программы или только в одну. В зависимости от конкретного состояния спортсменки перед стартом. Мы осознаём всю величину рисков и что конкуренция действительно высокая.

Вы как тренер спортсменки, которая может поехать на Олимпиаду, как относитесь к призывам бойкотировать это соревнование?

В этом вопросе можно исходить из соображений спортивных, политических, а можно - из общечеловеческих, которые подсказывает нам наша конституция. Ей надо руководствоваться. А там написано, что для нас высшая ценность - человек. А не федерация, союз фигуристов ли, танкистов. Если высшей ценностью является человек, этот человек в облике спортсмена должен иметь приоритет перед какими-либо другими соображениями.

- Кто-то должен нести ответственность за то, что мы в Пхёнчхане выступим без флага?

Вопрос естественный. Но я бы сейчас сконцентрировался не на карах, не на том, кто удачно или неудачно, легально и нелегально пытался содействовать успеху нашей команды. Для меня как старожила Олимпиад - я выступал ещё в 1968 году - это будет полвека в олимпийском движении. Так что расскажу вам анекдот из тех времён, когда бойкоты были реальные.

В бытность проведения Олимпиады 1980 года в Москве Сергей Павлович Павлов был председателем Совета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР и первый секретарь ЦК комитета комсомола. Человек с очень высоким статусом.

Перед Олимпиадой к нему пришёл парикмахер и постоянно спрашивал: "А что будет после Олимпиады? А что будет, Сергей Павлович?" Потом чиновнику это надоело, и он спросил: "А что ты меня постоянно об этом спрашивал?" А тот ему отвечает: "Понимаете, у вас после этого вопроса так хорошо волосы дыбом вставали, что удобно было стричь".

В общем, мне представляется, не на карах надо концентрироваться. Основная мысль спортивной общественности должна быть направлена на развитие чистого спорта. Надо искать новые подходы к тренировкам, подготовке спортсменов, способствовать росту популярности.

Фигурное катание сейчас у нас вроде бы даже популярно, рейтинги высокие, шоу различные проводятся. По сравнению со многими другими зимними видами это разве не успех?

Думаю, изменения нужны, но не революционные, а эволюционные. Добиваться надо большей популярности, в том же Петербурге не могу сказать, что идёт поток детей в школы, этого нет.

- А плеяду тренеров следующего поколения вы за собой видите?

Вижу, но это не шеренга, а разреженная цепочка. Нужно совершенствовать методики, вооружить передовыми орудиями подготовки регионы. Это то звено, которое является слабым в нашем физкультурно-фигурном движении. Таланты мы черпаем из регионов, а сами они страдают от слабого уровня организации, инфраструктуры. Будущее прогресса нашего спорта зависит от регионов.

Полный список участников:

Мужчины:

Михаил Коляда, Максим Ковтун, Александр Самарин, Андрей Лазукин, Антон Шулепов, Дмитрий Алиев, Алексей Ерохов, Владимир Самойлов, Роман Савосин, Андрей Зубер, Александр Петров, Артур Дмитриев, Егор Мурашов, Константин Милюков, Артём Лежеев, Мурад Курбанов, Макар Игнатов, Сергей Воронов.

Женщины:

Евгения Медведева, Алина Загитова, Алёна Косторная, Мария Сотскова, Елена Радионова, Лидия Яковлева, Валерия Михайлова, Анна Тарусина, Анастасия Гулякова, Алёна Леонова, Серафима Саханович, Алиса Федичкина, Станислава Константинова, Елизавета Туктамышева, Софья Самодурова, Дарья Паненкова, Полина Цурская, Анастасия Губанова.

Пары:

Ксения Столбова - Фёдор Климов, Евгения Тарасова - Владимир Морозов, Наталья Забияко - Александр Энберт, Александра Бойкова - Дмитрий Козловский, Анастасия Полуянова - Дмитрий Сопот, Богдана Лукашевич - Александр Степанов, Татьяна Лыйрова - Максим Селькин, Аполлинария Панфилова - Дмитрий Рылов, Анастасия Мишина - Александр Галлямов, Алиса Ефимова - Александр Коровин, Кристина Астахова - Алексей Рогонов, Дарья Павлюченко - Денис Ходыкин.

Танцы на льду:

Екатерина Боброва - Дмитрий Соловьёв, Бетина Попова - Сергей Мозгов, Софья Евдокимова - Егор Базин, Александра Степанова - Иван Букин, Виктория Синицина - Никита Кацалапов, Аннабелль Морозова - Андрей Багин, Алла Лобода - Павел Дрозд, Тиффани Загорски - Джонатан Гурейро, Влада Соловьёва - Юрий Власенко, Екатерина Лучина - Михаил Брагин, Людмила Сосницкая - Павел Головишников, Анастасия Сафронова - Илья Зимин, Маргарита Шестакова - Савелий Угрюмов.

Сегодня свое 75-летие отмечает Алексей Николаевич Мишин, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР и России.

Он родился 8 марта 1941 года в г.Севастополе в семье преподавателей военно-морского училища Николая Ивановича Мишина и его супруги Татьяны Валентиновны Делюкиной. После войны он с родителями переехал сначала в Тбилиси, а затем в Ленинград. Отец очень любил кататься на коньках и часто брал с собой на каток детей - Алешу и его старшую сестру Людмилу, одолжив для них коньки у своего приятеля.

Алеша с отцом, Николаем Ивановичем Мишиным. 1940-е гг.

Однажды Людмила, студентка университета, получив стипендию, подарила брату «снегурки», а отец, проходя мимо Аничкова дворца, увидел, как дети катаются на коньках вокруг клумбы и решил, что занятия в секции фигурного катания будут полезны для его сына и отвлекут его от опасных уличных забав. Так в 1956 г. Алексей начал заниматься фигурным катанием в секции при Дворце пионеров под руководством Нины Васильевны Леплинской.

Начало 1950-х гг.

Затем его тренером стала Майя Петровна Беленькая. Вот как она вспоминала о своей работе с Мишиным: "Он пришел ко мне подростком, в восьмой класс ходил. К тому времени его ровесники - Куренбин, Фомин - уже выступали "по мастерам", а Леша имел второй взрослый разряд только. Он хорошо понимал, что там ребятки гораздо сильнее, готовы выступать на первенстве Союза, и он от них отстает. Мама и папа привели его ко мне.

[...] Пришли они ко мне и говорят: "Майя Петровна, ну возьмите его, чего же парень пропадает?" Я думаю: "Что же делать? Брать - не брать?" Как тренер я совсем не заинтересована была в этом. Сколько же с ним заниматься надо, чтобы он имя создал тренеру! "Ладно, - говорю, - возьму. Только давайте я сначала проверю, что он может".

Конец 1950-х гг.

Отвела его в зал, начала смотреть. Стал прыгать - прыжок высоченный. Выворотность посмотрела - у него вообще на обратную сторону, шаг - как у балерины. Я обалдела. Говорю: "Леша! Где же ты был? тебе бы раньше прийти, ты бы сейчас вообще таких высот достиг, на международные соревнования ездил. А сейчас я ничего не могу гарантировать, ты пропустил время". - "Ну ладно, Майя Петровна, я постараюсь. Можно же постараться. Папа с мамой уж очень хотят". Я спрашиваю: "А ты?" - "А я постараюсь".

Начало 1960-х гг.

Добродушный такой, всегда ко всему относился с юмором. Всегда умел создать жизнерадостное настроение. Среди спортсменов такие люди нечасто встречаются. Видимо, и молодежи это нравится. Он как-то очень емко может сказать пару слов - и человек уже в настроении. И ребятки наши, конечно, тянулись к нему.

Короче говоря, он стал стараться. Быстренько выполнил первый разряд, на первенство Союза ездил уже кандидатом в мастера, выступал со взрослыми. Но тогда очень большое место занимали обязательные фигуры. Сорок две фигуры полагалось делать. А это большой объем работы. И он никак не мог освоить! Произвольный танец откатает. Причем технически не очень хорошо, но артистично... музыку слышал! Была такая песня "Летите, голуби, летите", мы на нее программку сделали, очень симпатичная получилась. Простоватая, конечно, программочка, но с чего-то надо начинать" (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

Алексей Мишин с мамой, Татьяной Валентиновной Делюкиной. Конец 1950-х - начало 1960-х гг.

О балетной растянутости и прыгучести Мишина ходили легенды. Вот что вспоминал об этом приятель Алексея, ученик Игоря Борисовича Москвина Владимир Куренбин: «Он обладал необыкновенным шагом - ни у одной девочки не было такого шага. Ногу поднимал, как руку. Он допрыгивал ногой, например, до верхней перекладины футбольных ворот. Легко! Чуть не до баскетбольного кольца доставал ногой.

Либелу делал так, как никто не мог. Выворотность невероятная. Помню, едем в метро на эскалаторе, он стоит не то, что в пятой позиции, у него ноги разворачивались больше, чем можно представить. И он от этого не уставал. Стоит, держится рукой за поручень, разговаривает - а ноги вывернуты. Как говорили, у него ноги профессионального танцовщика» (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

Начало 1960-х гг.

Алексей, таким образом, обладал необыкновенными данными к фигурному катанию, но из-за того, что поздно пришел в спорт, не смог добиться в нем выдающихся результатов как одиночник. Лучшим его достижением стало 3-е место на чемпионате СССР 1964 г.

С 1967 г. он стал выступать в спортивной паре с Тамарой Москвиной. Тренером нового дуэта стал Игорь Борисович Москвин, который сумел найти своим ученикам авангардный стиль, полностью сответствующий физическим данным пары. Уже в своем первом сезоне они вошли в сборную команду страны и замкнули шестерку сильнейших пар как на ЧЕ, так и на ЧМ.

Настоящий фурор произвел их показательный танец «Цыганочка». Вот что писала об этом спортивная журналистка Людмила Доброва: «Каток (городка Вцеле неподалеку от Любляны, где проходили показательные выступления. - Л.М.) располагался на открытом воздухе. Трибуны вокруг него крохотные, разместиться могут только несколько сот человек. А желающих познакомиться с лучшими фигуристами континента оказалось значительно больше. Что же им было делать?

"Цыганочка". 1967 год

Выход местные болельщики нашли быстро. Прямо возле катка круто поднимается вверх гора. На ней устроили для себя импровизированные трибуны любители фигурного катания из Вцеле и десятков окружающих деревенек. Выступления Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, Эммериха Данцера и других фаворитов прошли с огромным успехом.

"Цыганочка". 1967 год

Но не меньшим в этот вечер пользовались и Тамара Москвина и Алексей Мишин. Они показали зрителям свой танец «Цыганочка». Танец был поставлен специально к чемпионату. Песню пела на сербском языке Радмила Караклаич. Что происходило в тот вечер на катке и вокруг катка Вцеле! Зрители приплясывали, пели вместе с Караклаич, подергивали плечами, словом, были участниками веселого танца. В самый разгар этой массовой пляски я подняла глаза, взглянула на гору и просто обмерла. Гора ожила. Она тоже приплясывала. Ходила ходуном. А когда танец закончился, гора под гром оваций тронулась с места: сотни людей бежали к катку, чтобы поздравить Тамару Москвину и Алексея Мишина (Л.Доброва, Е.Чайковская, «В рамке катка», М., «Советская Россия», 1970).

В 1968 г. Москвина и Мишин совершенно неожиданно для всех, в том числе и для самих себя, стали серебряными призерами ЧЕ 1968. После короткой программы они были шестыми, а после произвольной совершили скачок на второе место, обыграв очень сильных соперников - пару из ГДР Хайдемария Штайнер - Хайнц-Ульрих Вальтер, западногерманские дуэты Маргот Глоксхубер - Вольфганг Данне и Гудрун Хаусс - Вальтер Хефнер и наших дебютантов Ирину Роднину и Алексея Уланова. По тем временам это было все равно, что прыгнуть выше головы.

Не готовые к такому исходу соревнований Тамара и Алексей собирались уже покинуть Дворец спорта, и Мишин даже успел переодеться в пестрый вязаный свитер, но тут последовало их приглашение на пьедестал, и так и стояли на нем Москвина и Мишин: Тамара в платье для произвольной программы, а Алексей - в «цивильном» свитере, брюках и ботинках.

Алексей Мишин и Тамара Москвина с польскими фигуристами Яниной Поремской и Петром Щипой и друзьями-соперниками Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым в олимпийском Гренобле. 1968 год

На ОИ в Гренобле они, к сожалению, допустили несколько помарок в своей произвольной программе и остались 5-ми, а на ЧМ в Женеве совсем немного уступили бронзовым призерам, американцам Синтии и Рональду Кауффман, и заняли 4-е место.

Произвольная программа на ОИ 1968 года

В 1969 г. Москвиной и Мишину первым удалось выиграть чемпионат СССР у непобедимых доселе Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. «Их тогда обыгрывать казалось просто неприлично, - вспоминал об этом событии Алексей Мишин. - На пресс-конференции в «Юбилейном», где собралась огромная толпа журналистов, царила какая-то неловкость. И хотя тогда уже Белоусова и Протопопов не катались лучше нас, но по-прежнему были невероятно обаятельны. Однако обаяние обаянием, а оценки ставятся не только за это.

Тамара Москвина и Алексей Мишин - чемпионы СССР 1969 года

В тот день я сказал, наверное, самую умную фразу за всю свою жизнь. Нас спрашивают: «Что вы сами об этом думаете?» Москвин сидит, молчит. Повисла пауза. И тогда я сказал: «Вы знаете, я думаю, вот победили мы их, но не превзошли». И все газеты на следующий день это написали» (Л.Чернышова, "Алексей Мишин. 6.0.", СПб, 2007).

ЧЕ 1969 года

Далее в сезоне были «бронза» ЧЕ и «серебро» ЧМ на впервые в истории полностью советских пьедсталах почета. А еще Тамара и Алексей порадовали зрителей новым показательным танцем под песню «Хромой король», неизменно вызывающим восторг на трибунах.

Показательный танец "Хромой король". 1969 год

После сезона 1969 г. Москвина и Мишин покинули спорт. Алексей вскоре закончил ЛЭТИ, факультет автоматики и вычислительной техники. К тому времени он увлекся теоретической разработкой вращательных движений в технике фигурного катания и начал изучать эти процессы с позиций биомеханики. К этому его подтолкнул его отец, специалист по теоретической механике. Алексей стал размышлять над тем, как соединить теоретическую механику и эстетичный вид спорта.

Он учился в аспирантуре при ГДОИФК им.Лесгафта, защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата педагогических наук. Свою преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургской академии физической культуры он в течение многих лет успешно совмещает с работой тренера.

Алексей Николаевич со своим первым учеником Юрием Овчинниковым. Середина 1970-х гг.

Постепенно создавалась уникальная методика Мишина, теория внедрялась в практику на занятиях с учениками. Алексею Николаевичу удалось создать свою школу в фигурном катании, в которой он успешно применяет свои научные разработки. Среди его учеников - Татьяна Оленева, Юрий Овчинников, Анна Антонова, Виталий Егоров, Алексей Урманов, Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Артур Гачинский, Елизавета Туктамышева и др.

Профессор Мишин награжден Орденом Дружбы народов, медалью "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Алексей Николаевич и его "звездные" ученики Евгений Плющенко, Алексей Урманов и Алексей Ягудин. Середина 1990-х гг.

В книге Е.Вайцеховской «Москвины. Лед для двоих» Алексей Николаевич так рассказывает о своей работе: «Сам я лишь со временем понял, что сильный тренер - не тот, кто обладает очень сильными сторонами, а тот, кто не имеет слабых. Если в подготовке спортсмена где-то зияет дыра, то в экстремальной ситуации все наработанное годами может в эту дыру запросто ухнуть. Примеры я видел много раз. Когда сам начинал работать, то самым трудным было взвесить пропорциональную важность разных составляющих: сколько должно быть поддержек, шагов, вращений. Сколько внимания уделять чистоте реберного катания в обязательных фигурах, а сколько - геометрии самих фигур. Найти этот баланс не так просто.

Алексей Николаевич со своей ученицей Елизаветой Туктамышевой. Первая половина 2010-х гг.

[…] В спорте всегда присутствует доля случая. Если бы трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина родилась не в Москве, а, скажем, в Сыктывкаре или Улан-Удэ, если бы она не встретилась со своим тренером Станиславом Жуком, имел бы мир такую фигуристку? […] Кем бы я стал, если бы родился в Магадане? Уж никак не тренером по фигурному катанию. А дальше надо просто работать. Можно не быть знаменитым - люди интуитивно чувствуют, если в тренере есть искра божья. Ученики начинают «подплывать» сами. И только потом в этом перенасыщенном ученическом растворе неизбежно начинают появляться кристаллы и кристаллики.

Алексей Николаевич и Татьяна Николаевна Мишины. 2015 (?) год

[…] Придумать в фигурном катании что-то новое довольно сложно. Для этого нужен большой исходный материал, опыт. Как чужой, так и свой собственный. Кстати, ловлю себя на мысли, что раньше все мы не считали зазорным снимать, записывать. А сейчас большинство наших тренеров лишь скептически наблюдают за тем, что происходит на льду и практически не пользуются тем, что приходит в фигурное катание с Запада, от других специалистов.

[…] Когда тренер говорит, что считает главным воплотить на льду музыку, то для меня это, простите, детский лепет на лужайке. Не об этом надо думать. А о том, чтобы завоевать медаль и победить всех соперников» (Е.Вайцеховская, «Москвины: Лед для двоих», СПб, «Амфора», 2011).

Алексей Николаевич счастлив в семейной жизни: у него есть жена Татьяна Николаевна, его бывшая ученица, а ныне его соратник, и двое сыновей - Андрей и Николай. Он страстный рыбак и садовод, а также прекрасный кулинар. Дома у него живут две азиатские овчарки.

    Алексей Мишин родился 8 марта 1941 года в городе Севастополь, Республика Крым. Отец, Николай Иванович. Мать, Делюкина Татьяна Валентиновна. Родители мальчика вместе учились в Смоленском университете, где слушали лекции знаменитых профессоров, которые часто приезжали из Москвы. Вместе играли в театре.

    В старших классах школы Алексей увлекся электроникой и хотел стать инженером. Даже окончил Санкт-Петербургский электромеханический институт. Но жизнь сложилась иначе: увлечение именно фигурным катанием переросло в профессию.

    Мишин начал заниматься фигурным катанием в 1956 году. В то время этот вид спорта являлся одним из наиболее ярких, заметных явлений в жизни страны. Перед советскими фигуристами встал вопрос: а не пора ли попробовать силы на международной арене?

    Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Васильевна Леплинская, талантливый педагог, ученица легендарного Николая Панина, первого русского олимпийского чемпиона. Под ее руководством спортсмен быстро освоил азы фигурного катания. В это время Майя Борисовна Беленькая, партнерша Игоря Борисовича Москвина организовала свою группу на стадионе «Искра», куда пригласили и Мишина. На этом же катке занималась Тамара Москвина. И довольно скоро их поставили в пару.

    Спортивная карьера Мишина и Москвиной складывалась удачно. Пара выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира и чемпионата Европы, первенство тогда прочно удерживали Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Мишин с партнершей участвовали во многих соревнованиях, буквально наступали «на пятки» знаменитому дуэту, но превзойти его им пока не удавалось. Момент, когда Алексей и Тамара впервые обыграли Белоусову и Протопопова стал одним из самых ярких в их спортивной жизни. Потом еще дважды на других соревнованиях оставляли легендарный дуэт позади.

    Прекрасного успеха добились фигуристы в 1969 году: на чемпионатах Европы и мира впервые завоевали весь пьедестал почета в парном катании. На европейском чемпионате в Гармиш-Партенкирхене обладателями золотых медалей впервые стали Ирина Роднина и Алексей Уланов, за ними шли Людмила Белоусова и Олег Протопопов и дуэт Алексея Мишина с Тамарой Москвиной. В Колорадо-Спрингс на чемпионате мира Мишин и Москвина поменялись местами с дуэтом Белоусова-Протопопов.

    Позднее, оставив спорт, Мишин и Москвина занялись тренерской деятельностью. Уже в 1975 году ученик Алексея Николаевича, Юрий Овчинников стал чемпионом Советского Союза. В его группе собралась целая когорта сильных молодых спортсменов: Жанна Ильина, Леня Казанков, Виталик Егоров. К тренеру пришла тренироваться и его будущая жена Татьяна Оленева, которая стала чемпионкой Советского Союза, выступала на чемпионате Европы.

    Женское фигурное катание в СССР в то время сильно отставало от других видов фигурного катания. Чтобы усилить этот вид спорта, в Москве и Санкт-Петербурге на базе профсоюзов организованы специальные группы для одаренных девочек. Спортивный комитет попросил Алексея Мишина возглавить Петербургскую группу. А тренер, в свою очередь, предложил Татьяне Оленевой работать вместе, сказав ей, что пора уже подумать о будущем. Татьяна всерьез занялась тренерской работой, и в 1979 году ее ученицы заняли 2-е и 3-е места на чемпионате мира среди юниоров.

    Перед Олимпийскими играми в Инсбруке Алексей Мишин, который к тому времени стал тренером сборной команды СССР с удивлением узнал, что стал «невыездным». Сданная им накануне в «Лениздат» и уже отпечатанная книга «Фигурное катание для всех» оказалась уничтожена. Официальных объяснений не дали. Интрига продолжалась. Мишина перестали показывать по телевидению. Но тренировать не запретили. Его воспитанники выступали на чемпионатах Европы и мира, а сам тренер обо всем узнавал только по телефону. До 1978 года Алексея Николаевича никто не принимал, с ним боялись говорить, не зная, что ему отвечать.

    Все решил один звонок. Мишин записался на прием к руководителю советского спорта Сергею Павлову и рассказал ему о своих злоключениях. Павлов попросил секретаршу соединить его с Борисом Ивановичем Аристовым, первым секретарем городского комитета. Когда Мишин вернулся из Москвы в Санкт-Петербург, его «дело» уже изъяли из «черного шкафа».

    В 2014 году на Первом канале прошел выпуск программы «Наедине со всеми», где Мишин отвечал на каверзные вопросы ведущей Юлии Меньшовой. О работе с ним с удовольствием рассказывают Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Елизавета Туктамышева и Каролина Костнер.

    На март 2019 года Алексей Николаевич является заведующим кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени Петра Лесгафта. Выступил автором учебника по фигурному катанию на коньках для вузов.

    Награды и Признание Алексея Мишина

    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (24 марта 2014 года) - за большой вклад в организацию подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и обеспечение успешного выступления сборных команд России

    Орден Дружбы народов (22 апреля 1994 года) - за высокие спортивные достижения на XVII зимних Олимпийских играх 1994 года

    Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (21 октября 2010 года) - за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 года в городе Ванкувере (Канада)

    Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (2002 год)

    Почетная грамота Президента Российской Федерации (2011 год) - за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность

    Заслуженный мастер спорта СССР (1969 год)

    Заслуженный тренер СССР

    Заслуженный тренер России

    Заслуженный тренер УССР

    Благодарность Президента Российской Федерации (2002 год)

    Почетное звание «Лучший в спорте Санкт-Петербурга» (2006 и 2012 годы, Правительство Санкт-Петербурга)

    Почетный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2002 год)

    Почетный знак Российской федерации фигурного катания (2003 год)

    Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2011 год)

    Спортивные Достижения Алексея Мишина

    С 1967 г. выступал в паре с Тамарой Москвиной

    Чемпион СССР по фигурному катанию на коньках в парном катании в 1969 году
    Второе место на чемпионате мира в 1969 г. (Колорадо-Спрингс, США)
    Второе место на чемпионате Европы в 1968 г. (Вестерос, Швеция)
    Третье место на чемпионате Европы в 1969 г. (Гармиш-Партенкирхен, ФРГ)

    Ученики Алексея Мишина

    У Алексея Мишина проходили подготовку фигуристы:

    Александр Майоров
    Марина Серова
    Анна Антонова (серебряный призер чемпионата СССР)
    Виталий Егоров (чемпион мира среди юниоров)
    Татьяна Оленева (чемпионка СССР, тренер и жена Алексея Николаевича Мишина)
    Юрий Овчинников (чемпион СССР, бронзовый призер чемпионата Европы)
    Алексей Урманов (олимпийский чемпион, чемпион Европы, неоднократный чемпион России)
    Олег Татауров (неоднократный призер чемпионатов России)
    Руслан Новосельцев (победитель зимней Универсиады)
    Татьяна Басова (бронзовый призер чемпионата России)
    Алексей Ягудин (олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, трехкратный чемпион Европы, серебряный и бронзовый призер чемпионатов России)
    Евгений Плющенко (двукратный олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы и десятикратный чемпион России)
    Андрей Лутай (неоднократный призер чемпионатов России)
    Ксения Доронина (двукратная чемпионка России)
    Катарина Гербольдт (бронзовый призер чемпионата России)
    Артур Гачинский (бронзовый призер чемпионата мира, серебряный призер Чемпионата Европы)
    Елизавета Туктамышева (чемпионка мира, чемпионка Европы, победительница Финала Гран-При, чемпионка России, чемпионка I Юношеских Олимпийских Игр в Инсбруке).
    Александр Петров (бронзовый призер финала Гран-при среди юниоров)
    Каролина Костнер (бронзовый призер Олимпийских Игр 2014, чемпионка мира, пятикратная чемпионка Европы, четырехкратная чемпионка Италии).
    Софья Самодурова (чемпионка Европы)

    Публикации Алексея Мишина

    Мишин А. Н. Кинематическая структура некоторых движений фигуриста // Теория и практика физ. культуры. - 1971. - № № 5. - С. 12-14.
    Мишин А. Н. Основные элементы техники многооборотных прыжков фигуриста // Теория и практика физ. культуры. - 1972. - № № 11. - С. 27-29.
    Мишин А. Н. О параметрах вращательного движения тела фигуриста // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - № № 4. - С. 10-12.
    Мишин, А. Н. Прыжки в фигурном катании. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 104 с.
    Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 103 с.
    Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 175 с.
    Мишин А. Н. Биомеханика движений фигуриста. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 144 с.
    Мишин А. Н. Лекция // Обязательные упражнения в фигурном катании на коньках / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1985. - 26 с.
    А. Н. Мишин, Ю. В. Якимчук, К. З. Гуляев. Отечественная история фигурного катания на коньках / гос ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: Олимп, 2006. - 431 с.
    А. Н. Мишин, Ю. В. Якимчук. Фигурное катание в России. Факты, события, судьбы. - РИЦ Северо-Восток, 2007. - С. М.. - 620 с.

    Питание