Индивидуальные тактические действия в нападении в баскетболе. Нападение в баскетболе

Методическое обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении(действие игрока с мячом).

Каждый игрок, действующий в нападении, должен быть предельно активен. Индивидуальная тактика нападающего состоит из 2-х основных элементов:

·правильного выбора места;

·рационального использования технических приемов игры.

В нападении играющие действуют с мячом м без мяча.

Действуя с мячом, нападающий прежде всего стремится занять позицию, из которой можно было забросить мяч в корзину. Отвлечь на себя внимание защитников или передать мяч освободившемуся партнеру.

Действуя без мяча, нападающий стремится освободиться от опеки, чтобы выйти под щит или на другую удобную позицию для броска по корзине, отвлечь на себя защитников и тем самым облегчить действия игроков с мячом. Выбор места осуществляется посредством разнообразных перемещений. Для решения индивидуальных тактических задач нападающий использует те или иные технические приемы.

В технике и тактике баскетболистов, выполняющих в команде различные функции, имеются некоторые особенности. Центровым игрокам особенно важно уметь освободиться, чтобы получить мяч и в единоборстве обыграть своего опекуна.

Крайние нападающие должны владеть приемами индивидуального обыгрывания, бросками с дальних и средних дистанций и активно участвовать в подборе мяча.

Задние игроки выполняют роль разыгрывающих, им необходимо в совершенстве владеть искусством передачи мяча и броска с дальних дистанций.

В современном баскетболе наибольшую пользу приносят всесторонне подготовленные, универсальные игроки, которые могут достаточно эффективно выполнять любую задачу.

Групповые тактические действия. Взаимодействие 2 игроков в нападении

Групповые действия.Хорошо организованную защиту трудно преодолеть разрозненными действиями отдельных игроков. Основным оружием нападающихявляется взаимодействие 2-х и более игроков.

К основным способам взаимодействия двух игроков относится способ "передай мяч и выходи". Владеющий мячом, чтобы освободиться от защитника чаще всего пользуется передачей с последующим выходом на свободное место. Уход от защитника облегчается тем, что в исходном положении нападающий расположен лицом, а защитник спиной к кольцу. Как только нападающий рывком опередить своего защитника, ему сразу же возвращается мяч.Заслон. Игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного, вынуждая его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: встретив защитника, он поворачивается - отсекая защитника и выходит к щиту для поддержки нападения. Игрок с мячом всегда должен иметь в виду, что партнер, включающийся в атаку сразу после постановки заслона, часто бывает более опасен для соперника.Существует 3варианта заслона: боковой, задний и передний.Заслоняющий игрок располагается между партнером и опекающим его защитником, лицом или спиной к последнему. Цель освободить партнера с мячом для броска по кольцу. Если заслоняющий игрок располагается сбоку или сзади защитника, который опекает партнера, то это соответственно боковой или задний заслон. Цель освободить партнера с мячом или без мяча для перехода



№23 Групповые тактические действия. Взаимодействие трех игроков в нападении. «Треугольник» у игроков взаимодействие проходит по треугольнику. Наподдающий с мячом находиться вершине треугольника, должен быть дальше от щита противника чем два других партнера которые выходом в перед угрожают корзине. Треугольник требует быстрой передачи мяча и только через вершину. Тройка построение треугольником сохраняется, основано на сочетании передачи на один флаг и постановки заслона на другом фланге нападения. Малая восьмерка три игрока, использую последовательное пересечение с ведением мяча, могут взаимодействовать в так называемой «малой восьмерке», где линии передвижения напоминают цифру 8.прием может быть повторен в игре 4-5 раз подряд пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки кольца. Скрестный выход взаимодействие трех игроков представляет собой пересечение, осуществляемое двумя игроками в близи от третьего партнера (центрового) стоящего спиной к щиту. Сдвоенный заслон одновременно участвуют два игрока, которые облегчают своему партнеру отрыв от опекающего его защитника и выход в положение, удобное для атаки корзины.

№24 Методика обучения командным тактическим действиям в нападении. Стремительное нападение: Быстрый прорыв- игроки овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции. Быстрый прорыв можно разделить на 3-и фазы: начала, развитие, завершение. Успех первой фазы определяется быстротой проведения первоначального отрыва, скорость рывка каждого участника и своевременностью первой передачи. Вторая фаза- дальнейшие прямолинейные передвижения игроков, ведение мяча и одну- две передачи для похождения средней зоны. Раннее нападение- характеризуется:1) быстрым переходом всей команды на половину площадки соперника;2)повторной острой атакой кольца после простых взаимодействий на «стороне без мяча» с учетом сложившийся ситуации. Позиционное нападение. Нападение через центрового игрока, центровой может:1)сделать попытку бросить его в корзину;2)обыграть опекающего его защитника в единоборстве, пройти к щиту и забросить мяч в корзину.3)передать кому либо из портнеров.4)отбросить мяч далеко а площадку для трехочкового броска. Нападение без центрового игрока Если в команде нет ярко выраженных центровых игроков. Система нападение без центрового имеет два варианта: нападение серией заслонов и «большой восьмеркой».Специальное нападение Комбинации при ведении мяча в игру из-за границ площадки специально разученные комбинации можно проводить немедленно и неожиданно благодаря короткой паузе в игре, во время которой завершается вся под готовка. На площадке образуется свободное пространство вблизи щита, куда выходит наподдающий для атаки кольца. Нападение против личного прессинга 1) быстро вводить мяч в игру;2)При плотной опеке сохранять темп и тактический рисунок нападения.3) Оперативно переключаться к другим более рациональным системам и вариантам нападения. Нападение против зонного прессинга 1) вводить мяч в игру как можно быстрее и контратаку проводить стремительно.2)не бояться плотной, жесткой опеки и группового отбора мяча.3)резко ограничить введение мяча и не задерживать мяч при передачах.4) избегать длинных верхних передач, передач назад или поперечных- они перехватываются легко.5) иметь центровых игроков, выходящих в поле, чтобы получить мяч от партнеров, попавших в трудное положение.

25.Методика обучения индивидуальным тактическим действиям в защите без мяча. Необходимо научить игроков действиям с мячом и без мяча: выходу для получения мяча или на свободное место с целью отвлечения противника. Минимальный запас навыков выполнения технических приемов нападения позволяет перейти к изучению тактики индивидуальных действий.
Вначале изучается тактика применения приемов, затем действия игрока без мяча. По мере изучения техники учитель должен сообщать ученикам сведения тактического характера, которыми они должны руководствоваться в соответствующих игровых ситуациях. Затем специально подбираются упражнения, в которых акцентируется внимание на тактическую сторону данного приема. Для этого в упражнении дается два варианта возможного завершения действия, из которых ученик должен выбрать один. Например, ученик ведет мяч и в зависимости от сигнала (поднятия руки и т. п.) он либо передает мяч учителю, либо выполняет бросок по корзине.
Примерные упражнения:
1. Построение тройками (два нападающих и один защитник). Защитник опекает игрока без мяча. Игрок без мяча должен сблизиться с защитником и затем внезапно сделать рывок для получения мяча.
2. Занимающиеся строятся в колонну. Поочередно каждый выполняет маневр против защитника, обегая его со спины и стараясь выйти для получения мяча.
При обучении индивидуальным действиям преподаватель должен показать целесообразность или ошибочность тех или иных тактических действий в конкретном игровом эпизоде или взаимодействии. Поскольку ученики к этому времени в достаточной мере владеют техникой, требования учителя для них вполне доступны. В последующем всякое творческое проявление учениками целесообразной тактической инициативы следует всячески поощрять.

26. Методика обучения индивидуальным тактическим действиям в защите против нападающего, владеющего мячом Индивидуальные действия игроков представляют собой частное выражение командных и групповых взаимодействий. Они разделяются на действия без мяча и с мячом.

Для действий без мяча наиболее характерными являются выбор места и корректировка действий партнеров по команде при подготовке к выполнению передач, подач и атакующих ударов.

Действия с мячом характеризуются выбором способа выполнения приема и эффективным его применением.

При выполнении передач мяча для атакующих ударов наиболее типичными действиями игроков являются:

1) передача нападающему, находящемуся впереди связующего;

2) передача нападающему, находящемуся сзади связующего;

3) равномерное распределение передач мяча нападающим;

4) передача нападающему против слабого блокирующего игрока соперника;

5) изменение траектории передач в зависимости от качества приема мяча и тактического плана игры;

6) изменение направления передач: на сторону соперника после имитации передачи вперед; за голову после имитации передачи вперед; вперед после имитации передачи за голову.

При выполнении подач основными тактическими действиями являются:

1) чередование подач на силу;

2) подача на игрока команды-соперника, слабо владеющего навыками приема;

3) подача на основного нападающего;

4) подача на игрока, вступившего в игру после замены;

5) подача на связующего, выходящего с задней линии;

6) подача между игроками;

7) подача в трудные для приема места площадки. При выполнении нападающих и атакующих ударов основными тактическими действиями будут:

1) выбор способа отбивания мяча через сетку;

2) имитация атакующего удара и передача («обман») на сторону соперника двумя руками (или одной рукой);

3) чередование способов атакующих ударов в зависимости от складывающейся ситуации;

4) атакующие удары поверх блока, от рук блокирующих в аут, между рук блокирующих;

5) имитация атакующего удара и передача в прыжке (откидка);

6) имитация передачи в прыжке (откидки) и обманный атакующий удар (скидка);

7) имитация атакующего удара и задержка мяча над сеткой (прижимание к блоку соперника).

27. Групповые тактические действия.Взаимодействие 2 игроков в защите. При отработке взаимодействий в защите между игроками большую роль отводят блокирующим игрокам, от игры которых строят свои действия страхующие и защитники. Основа тактики блокирования - двойное блокирование.

Блокирующие разделяются на среднего и крайних. Сильнейший блокирующий в большинстве случаев играет в середине, но есть моменты в игре, когда выгоднее оставлять сильнейшего блокирующего на краю сетки (например, нападающий игрок имеет высокий уровень исполнения удара с переводом влево из зоны 4).

При атаке с высоких передач задача блокирующих закрыть наиболее сильное направление нападающего удара, причем руки блокирующих соприкасаются друг с другом.

При блокировании ударов с переводом влево крайний игрок должен развернуть правую ладонь навстречу мячу, а левую поставить напротив мяча, средний блокирующий приближает руки вплотную к крайнему (при атаке из зоны 4). Такие же действия при блокировании ударов с переводом вправо (атака из зоны 2), только развернуть левую ладонь навстречу мячу.

Качество блока зависит от своевременности прыжка и взаимодействия блокирующих при групповом блоке.

В первую очередь блокирующего игрока (игроков) должна интересовать информация о траектории полета мяча после передачи для нападающего удара. Внимательно следить за мячом примерно до половины его пути, равного отрезку траектории полета мяча от рук связующего до бьющей ладони нападающего игрока. После этого резко перевести взгляд налицо нападающего игрока. Атакующий игрок делает стопорящий шаг с отводом рук назад, и с этого момента блокирующий также начинает активные приготовления к отталкиванию от опоры (перемещение, сгибание ног). К моменту начала ударного движения нападающего блокирующий игрок должен оказаться в оптимальной точке своего прыжка.

Страховка блокирующих определяется зоной постановки блока и принятой системой игры в защите. Страховка может осуществляться игроками всех зон площадки; смешанная страховка осуществляется игроками передней и задней линий (например: 1 и 4, 2 и 5). Успешность действий страхующих игроков зависит от тактического мышления, быстроты реагирования и быстроты перемещения (анализ игровой ситуации и выбор места для страховки).

Групповые действия при приеме подач сводятся, в основном, к решению следующих задач

Страховка игрока, принимающего подачу;

Страховка игрока, слабо принимающего подачу;

Взаимодействие при полном выключении из приема определенного игрока;

Взаимодействие со связующим игроком.

Совершенствование групповых тактических взаимодействий идет по схеме: атака - блок - страховка, защита. Игровые эпизоды повторять многократно.

28. Групповые тактические действия. Взаимодействие 3 игроков в защите. Тактика игры это рациональное целенаправленное использования способов и форм ведения спортивной борьбы с учётом конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Тактические взаимодействия это взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени тактические действия нескольких игроков одной команды.Тройка". Центральный игрок отдает передачу в одну сторону, а заслон ставит в другую. Игрок, которому поставлен заслон выходит в середину и получив передачу, атакует кольцо."Скрестный выход". Пересечение двух игроков вблизи от 3-го."Малая восьмерка". Используется последовательное пересечение с ведением мяча. Прием имеет циклический характер и может быть повторен 4-5 раз, до благоприятного момента атаки.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАКТИКИ ИГРЫ

Основные понятия тактики баскетбола. Классификация тактики игры. Обучение тактике баскетбола. Задачи и ме­тодика совершенствования тактической подготовки. Комп­лектование команды и ведение игры.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТАКТИКИ БАСКЕТБОЛА: СРЕДСТВА, СПОСОБЫ, ФОРМЫ ВЕДЕНИЯ ИГРЫ

Трудно переоценить значение тактики игры для успеха баскетбольной команды. Мало собрать в команду сильных баскетболистов, которые умеют метко бросать по корзине, владеют техническими приемами передач, ведения мяча, заслонов, обладают хорошими физическими качествами. Если эти баскетболисты не будут сыграны, не будут действовать на площадке осмысленно, коллективно, то такая команда не сможет добиться успеха в современном баскетболе.

Тактика игры представляет собой совокупность средств, способов и форм ведения игры и целесообразное их применение против конкретного противника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи.

Может возникнуть вопрос: почему в определении тактики сказано, что целью ее является достижение поставленной задачи, не просто победа в матче. Дело в том, что при составлении тактического плана игры тренеры реалистически оценивают соотношение сил своих воспитанников и соперников, учитывают положение команд в турнире, физическое и психическое состояние игроков, важность победы в предстоящей и последующих играх и в зависимости от этого ставят перед баскетболистами задачу на матч. Эта задача - не обязательно победа. В практике даже в крупных международных соревнованиях нередко встречались случаи, когда тренер настраивал своих воспитанников на проигрыш матча, но с небольшой разницей в счете выигранных и проигранных очков.

Словом, тактика - это область тренерской деятельности и творчества. Тактика игры - это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры.

Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Их наилучшее использование возможно только при правильном учете основных факторов, которые реально влияют на данный конкретный матч. Они базируются на всесторонней оценке возможностей своей команды и команды соперника (составы команд, уровень тренированности игроков, их моральное состояние, техническая и тактическая оснащенность и пр.) и учете определенных внешних условий, при которых протекает данная встреча (погода, оснащенность и состояние поверхности площадки, особенности оборудования, реакция зрителей и т.д.). Без учета указанных факторов команда не может достигнуть максимального результата.Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характе­ристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие - технико-тактическое действие . Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков. Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие .


Средства ведения игры. К средствам ведения игры относятся все приемы техники нападения и защиты. Если баскетболист не владеет техническими приемами, то он не может участвовать в игре и выполнять какие-либо тактические действия. Однако если техническая подготовка направлена на изучение структуры движения того или иного приема, то тактическая подготовка вооружает баскетболиста знаниями и умениями целесообразного применения изучаемых приемов в условиях борьбы двух команд.

Способы ведения игры. Способами ведения игры являются тактические рациональные действия игроков, которые применяются в борьбе с противником (индивидуальные, групповые, командные).

Индивидуальным тактическим действием называется такое действие, которое игрок осуществляет без участия партнера по команде и которое направлено на решение отдельной тактической задачи.

Групповые тактические действия решают часть команд­ной задачи. Они осуществляются при взаимодействии двух, трех и большего числа игроков.

В командных действиях участвуют все пять игроков. Командные действия осуществляются различными способами через различные системы игры и комбинации. Командные действия направлены на решение общекомандной задачи, им подчинены индивидуальные и групповые действия.

А при характеристике целостных командных действий используется термин система игры, подразумевающий специфическое взаиморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объединенные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т.п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность действий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структурной единицей командных действий в нападении является комбинация. Под комбинацией подразумевается заранее изученные и согласованные взаимодействия группы или всех игроков команды в пределах конкретной системы, направленные на создание одному из баскетболистов условий для атаки кольца. Кроме того, комбинация может быть творчески создана и реализована игроками на основе типовых взаимодействий и сыгранности и накопленного соревновательного опыта.

В ходе проведения заранее разученной комбинации пред­полагается логическое ее развитие и завершение в зависимости от сложившейся соревновательной обстановки. Комбинации могут применяться как в динамике матча, так и в статические моменты введения или вбрасывания мяча в игру (при начальном броске, при вбрасывании из-за боковой или лицевой линии или при штрафном броске).

Формы, ведения игры. Формами ведения игры называют внешнее проявление действий команды, связанных с решением определенных тактических задач. Формы могут быть активными или пассивными. В зависимости от применения активных или пассивных форм тактика носит наступательный или оборонительный характер (быстрый прорыв, личная защита). Причем оборонительная тактика может быть и пассивной, и активно оборонительной. Та или иная форма ведения игры выбирается тренером, исходя из обстановки соревнований и реальных возможностей команды. В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по функциям (амплуа): защитники, форварды, центровые.

Основные обязанности защитников - четкое руководство действиями партнеров в нападении, а также готовность к заверяю атаки позиционным броском или стремительным проходом; в обороне - сдерживание быстрой контратаки соперников в случае потери мяча, действия на переднем рубеже защиты у своей корзины.

Форварды должны обладать хорошей маневренностью, умен; ем результативно атаковать с дальних и средних позиций, обострять игру вблизи корзины соперников за счет собственного скоростного прохода или нацеленной передачи центровому. Помимо этого они обязаны грамотно осуществлять защитные действия на своих позициях и обеспечивать вместе с центровы подбор мяча на обоих щитах.

Центровые - наиболее высокорослые и мощные игроки в команде, призваны таранить оборону соперников на ближних подступах к их щиту, а также «цементировать оборону собственной корзины: они играют основную роль при борьбе за отскок, при добивании мяча и накрывании бросков соперников.

Количество игроков по функциям на площадке в ходе игр может меняться в зависимости от избранной командой систем игры и складывающейся в матче ситуации.

В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и защиты.

Каждый раздел ее подразделяется на группы в зависимости от принципа организации действий игроков: индивидуальные, групповые и командные. В свою очередь, каждая из групп, исходя из форм ведения игры, делится на виды (например, индивидуальные действия в нападении могут быть действиями игрока без мяча и действиями игрока с мячом). В зависимости от конкретного содержания игровых действий виды подразделяются на способы. Способы, имеющие различные особенности выполнения, обусловливают проявление вариантов. Например, одним из способов позиционного нападения является система нападения через центрового игрока. Исходя из количества центровых, одновременно оперирующих на поле, эта система может располагать тремя вариантами нападение через одного центрового; через двух и через трех центровых.

На начальном этапе подготовки обучение тактике (развитие ориентировки, сообразительности и т.п.) включается в физическую и техническую подготовку. Для этого в соответствующие упражнения постепенно вводятся дополнительные и усложненные условия. Например, увеличение количества мячей; увеличение различных сложных перемещений, связанных с действиями партнера по упражнению; введение звуковой и, главным образом, зрительной сигнализации; введение сначала пассивного, а затем нарастающего активного сопротивления противника.

При проведении подобных занятий важно, чтобы вводимые дополнительные условия и усложнения не влияли отрицательно на развитие физических качеств и формирование двигательных навыков, лежащих в основе какого-либо технического приема.

Тактика нападения состоит в том, чтобы создавать условия для броска в корзину одному из игроков команды.

Индивидуальные действия в нападении.

Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороть за отскок.

Различают 4 варианта выхода игрока на свободное место: 1)Круговой; 2) S-образный; 3) Выход петлей; 4) V-образный.

Действия игрока с мячом – рациональное использование передач, ведение, бросков.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ БЕЗ МЯЧА

1. Бег с изменением направления, с поворотами, внезапными остановками.
2. Выход на свободное место с пассивным защитником.
3. Выход на свободное место с активным защитником.

Групповые взаимодействия. Взаимодействия 2-х игроков.

«Передай мяч и выходи». Игрок №4 передает мяч игроку №5, выполняет обманное движение по уходу влево и резко меняя направление выполняет рывок к кольцу между двумя защитниками, получая мяч от игрока №5.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КОМБИНАЦИИ «ПЕРЕДАЙ МЯЧ И ВЫХОДИ»

1. Занимающиеся выстраиваются в две колонны. Направляющий без мяча делает финт на выход вправо, а затем выполняет выход по кругу к области штрафного броска. Его партнер передает мяч в момент, когда развернется к нему лицом. Поймав мяч игрок бросает его по кольцу.
2. То же, но с применением других способов выхода на свободное место.
3. То же, но перед игроком без мяча, который будет выходить на свободное место, располагается вначале пассивный, а затем активный защитник.
4. Игровое упражнение. Игра 2х2, 2 очка присуждается команде только после выполнения комбинации «передай мяч и выходи».

ЗАСЛОН

Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.

Ошибки

1. Придерживание защитника руками.
2. Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон.
3. Неправильный выбор места постановки заслона.

ОБУЧЕНИЕ ЗАСЛОНУ

Занимающиеся выстраиваются в круг по парам лицом друг к другу. Игрок без пары – водящий. Он подбегает к любой паре и ставит заслон защитнику. Нападающий выбегает в сторону заслона и затем сам ставит заслон защитнику любой другой пары и т.д.

Занимающиеся выстраиваются в 2 колонны, на расстоянии 6-7 м от кольца. Перед направляющим одной колонны располагается защитник. У направляющего другой колонны в руках мяч. Игрок 2 передает мяч игроку 1 и ставит наружный заслон защитнику. Игрок 1 дождавшись постановки заслона, уходит с ведением в сторону заслона и атакует кольцо. Смена: игрок 2 становится на место защитника, тот перемещается в конец колонны за игроком 5, а игрок 1, подобрав свой мяч, передает его игроку 4 и становится в конец противоположной колонны.

Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 2х2. Мяч, забитый в кольцо после заслона, приносит команде 3 (4) очка.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТРОЙКАХ. «ТРЕУГОЛЬНИК»

При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.

Обучение взаимодействию «Треугольник».

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны таким образом, чтобы игрок, стоящий в середине составлял вершину треугольника; мяч у игрока в середине. Быстрые передачи вправо (влево).
2. То же, но по свистку смена направления передач.
3. Тройки игроков стоят в области линии штрафного броска. .Быстрые передачи, по свистку бросок с дистанции по кольцу.
4. То же, но в условиях пассивной и активной защиты*

"Тройка". Построение треугольником сохраняется. Передача следует на один фланг и постановка заслона на другом фланге нападения.

Обучение взаимодействию "Тройка".

1. Занимающиеся выстраиваются в 3 колонны по одному. .У игроков средней колонны по мячу, игрок 2 передает мяч игроку 3, а сам ставит заслон предполагаемому защитнику для игрока I, после чего тот выбегает для получения мяча. Получив мяч, игрок 1 атакует кольцо.Смена по часовой стрелке.
2. То же, но с пассивным защитником.
3. То же, но с активным защитником.
4. Игровое упражнение. Игра 3х3 на одно кольцо.

"Малая восьмерка". Три и игрока", используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча. После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.

Упражнения для обучения «малой восьмерке».

1. Занимающиеся выстраиваются вдоль боковых линий 3-х секундной зоны справа и слева в колонну по одному. У направляющего одной из колонн мяч. Он начинает ведение по дуге, одновременно из второй колонны навстречу ему начинает движение игрок без мяча и в верхней точке дуги игрок I передает мяч игроку 2 (мяч передается от кольца). .При сближении игроков, игрок 3 без мяча начинает движение навстречу игроку 2 и тот передает ему мяч; игрок 3 передает мяч вышедшему навстречу игроку 4 и т.д.
2. Игроки образуют треугольник, мяч в центре. Игроки, перемещаясь по воображаемой восьмерке, передают друг другу мяч. Игрок с мячом движение может начать в любую сторону.
3. "Малая восьмерка" с пассивной защитой. \
4."Малая восьмерка" с активной защитой..
5. Игровое упражнение. Игра на одно кольцо 3х3.

Позиционное нападение - нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча - к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча.

В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Позиционное нападение. Обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определение игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих. Определяются направления выходов на другие позиции. Нападающие добьются успеха, если игрок нападения выйдет на позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет своевременно направлена передача.

1. Построение в треугольниках, квадратах. Передачи стоя на месте различными способами по заданию учителя. Ученик выполняет передачу и перемещается в конец той колонны, в которую передал мяч.
2. Построение в треугольниках, квадратах. Ученик выполняет передачупосле финта, затем перемещается в колонну за передачей.
3. Три нападающих и трое защитников. По сигналу учителя нападающие, произвольно передвигаясь по залу, передают друг другу мяч, а защитники стараются перехватить его, играя в защите по системе личной опеки. После овладения мячом или его касания занимающиеся меняются функциями.
4. То же, только после передачи партнеру нападающий обязан поставить заслон его опекуну.
5. То же, только после передачи нападающий ставит заслон любому защитнику.
6. То же, только занимающиеся разбиваются на группы по 10 человек пять нападающих и 5 защитников.
7. То же, но на каждом кольце идет игра 5х5 на счет, причем каждая команда проводит 5-6 атак подряд, а затем меняется ролями с обороняющимися.
8. Игра 5х5 на одно кольцо, но за каждый мяч, заброшенный в корзину после «заслона» засчитывают не два, а 3-4 очка.
9. Игра 5х5 на одно кольцо, но после любого овладения мячом защитниками команды меняются ролями.

Подводящие подвижные игры.

«Игра 2х2»." .Игра ведется на одно кольцо по правилам баскетбола. Задача – забросить мяч в кольцо соперников. Игрокам защищающейся команды разрешается активно противоборствовать в трехсекундной зоне. Игрокам атакующей команды разрешается выполнять броски как из-за пределов трехсекундной зоны, так и в зоне, но после двух шагов. Подбор мяча может выполнять игрок, не выполняющий бросок, добивать мяч нельзя. После овладения мячом игрок обязан выйти из зоны. Выигрывает команда набравшая большее количество очков.

«Баскетбол двумя мячами». Игра проводится на баскетбольной площадке. Участвуют две команды по 6-10 человек в каждой. Игра проводится по баскетбольным правилам двумя мячами. Каждый играющий может вести борьбу за любой мяч, стараясь забить его в ворота соперника. После заброшенного мяча, мяч вводится из-под кольца. Побеждает команда, забившая наибольшее количество мячей. Судейство ведут два человека, причем каждый оценивает игровые моменты вокруг своего мяча (поэтому мячи должны отличаться окраской).

«Игра на одно кольцо 2х2 через нейтрального». Площадка - трехсекундная зона. Играют 2 команды. Состав - 2 человека. Задача игроков - забросить мяч в кольцо. Забросить мяч можно только после передачи партнера или нейтрального игрока. После подбора мяч необходимо вернуть нейтральному. . Добивать мяч после отскока нельзя. Нейтральный игрок располагается за пределами трехсекундной зоны. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков в установленное время.

Быстрый прорыв. - Игроки команды овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции.

Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всюплощадку. Возникшая ситуация называется отрывом (1х0).

Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих – против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Упражнения для обучения нападению быстрым прорывом.

1. Передачи в парах от лицевой линии о броском на противоположном щите на максимальной скорости без ведения мяча.
2. То же. но в тройках.
3. Два нападающих против одного защитника продвигаются к противоположному щиту с помощью передач до средней линии площадки, от средней линии один из нападающих начинает ведение мяча, чтобы защитник вышел на него, а его партнер без мяча сделав рывок под кольцо получил передачу и без сопротивления атаковал кольцо с близкого расстояния.
4. Трое нападающих против 2-х защитников. Ведение от средней линии начинает только игрок находящийся в середине и передачу может передать на правый или левый фланги, в зависимости от того какой игрок останется без защитника.
5. Занимающиеся разбиваются на тройки и выстраиваются лицом к щиту на расстоянии 1,5-2 м. У игроков в середине по мячу. Игрок ударяет мяч о щит, ловит его и передает одному из партнеров, который выполняет рывок к противоположному щиту в момент ловли мяча. Поймав мяч игрок с ведением устремляется к противоположному щиту, передав мяч третьему игроку, который и завершает атаку броском по кольцу из-под щита. То же выполняет следующая тройка и т.д.

6. «Быстрый прорыв». Игра ведется 2х2 или 3х3 на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита, вплоть до нового сигнала.

В а р и а н т:

I. Игра у щита проходит без ведения, только за счет передач.
2. Сигналом к началу проведения быстрого прорыва может служить любое овладение мячом (подбор у щита, перехват, выбивание, вырывание).).

Советы нападающему..

1. Бережно относиться к мячу в нападении. Каждая атака команды должна закончиться броском.
2. Быстро продвигать мяч в зону нападения, используя ведение или передачу мяча.
3. Действовать спокойно, уверенно и быстро.
4. Избегать фолов в нападении.
5. Постоянно двигайся, держа своего защитника в напряжении.


Вы не залогинились на !

В игре в баскетбол участвуют одновременно две команды (по 5 иг­роков), каждый из них в течение 40 мин (4 х 10 мин 24 сек) стремится за­бросить мяч в корзину противника как можно больше количество раз.

Единоборство команд в пределах, установленных правилами, осу­ществляется с помощью определенных приемов, выполняемых с мячом и без него, которыми пользуются игроки, атакуя корзину противника или противодействуя атаке.

Борьба ведется в сложных, все время меняющихся условиях. Приемы, которыми ведется игра, состоят из естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний. Все они выполняются из различных исходных положений в остром дефиците времени, что требует быстрых перемещений, сочетающих с внезапными остановками, прыжками и по­воротами.

Высокий темп игры, высокая точность, своевременность и органи­зованность выполнения элементов игры в течение длительного времени требует от баскетболиста выносливости, силы, ловкости и др. качества.

Интенсивная деятельность баскетболиста с нестандартными дви­жениями на протяжении 40 мин. игры характеризуются работой пере­менной мощности. ЧСС нестабильна во время тренировок и соревнова­тельной игры. В среднем ЧСС на тренировке - 130-160, во время игры - 150-180 уд., при прыжках и острых ситуациях единоборства достигает 200 уд. в мин.

Расход энергии на игру - 900 ккал. В сутки расход - 1700 ккал.

Максимальный кислородный долг соответственно 17,5 л/мин (178 мл/мин/кг) и 14.3 л/мин (265 мл/мин/кг).

От подготовительного периода к соревновательному периоду максимальное потребление кислорода увеличивается примерно на 11%. Потеря в весе зависит от нагрузки и составляет в среднем около 3 кг.

У высокорослых игроков время выполнения простых и сложных зрительно-моторных реакций замедлено, быстрее наступает утомление и снижается внимание.

Для мастерства спортсменов характерны:

    автоматизация двигательных навыков;

    высокая подвижность нервных процессов и совершенная деятель­ность анализаторов;

    большое значение для точности передач и бросков мяча в кольцо имеет проприоцентивная чувствительность, особенно в лучезапястных суставах.

При занятиях баскетболом наблюдаются типичные травмы: голе­ностопного сустава (связочного аппарата), ушибы и растяжения связок пальцев кисти, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок и повреждения менисков коленного сустава.

Характеристика игры в баскетбол будет не полной, если не отме­тить большое нервное напряжение, которое испытывает баскетболист в процессе игры, связанное с двигательной деятельностью, анализом об­становки, волевым напряжением, направленным на осуществление за­дач, стоящих перед командой.

Увлекательная борьба в постоянно меняющихся условиях и об­становке и мгновенное решение задач в конкретных условиях способст­вуют воспитанию и проявлению настойчивости, находчивости, самооб­ладания, решительности.

Доступность и высокая эмоциональность, большая оздоровитель­ная ценность, развитие основных физических качеств, совершенствова­ние функциональных возможностей организма человека выделили бас­кетбол в ряд таких видов физических упражнений, которые широко ис­пользуются во всех звеньях системы физического воспитания.

Классификация и анализ техники игровых приемов

Техникой физических упражнений называются те способы выпол­нения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью.

Все технические приемы баскетболиста делятся на технику напа­дения и технику защиты.

Основными приемами в технике нападения считаются: Стойки (основная): 1) передвижения игрока; 2) ловля мяча; 3) передача мяча;

    ведение мяча; 5) броски мяча в корзину; 6) финты...

Техника передвижения игрока в нападении позволяет быстро и разнообразно пользоваться бегом, остановками, изменять направление движения, делать неожиданные повороты, прыжки и различные отвле­кающие маневры, помогающие игроку свободно действовать на поле.

Баскетболист нападающей команды все время находится как бы на старте перед максимальным напряжением сил. В основной стойке это требует особой техники передвижения, особой техники впадения своими движениями, своим телом. Здесь очень важны умение и привычка сохра­нять равновесие своего тела в самых различных положениях. Равновесие зависит от расположения веса тела, который должен по возможности распределяться все время на обе ноги. Полный перенос веса тела на одну ногу - основная причина потери маневренности игрока. Это чаще всего бывает в том случае, если игрок действует на выпрямленных ногах.

Постоянно распределять вес тела равномерно на обе ноги и со­хранять такое положение в любой обстановке необходимо научиться каждому игроку. Ноги, полусогнутые в коленях, создают пружинность и дают возможность игроку всегда сохранять равновесие, одинаково ус­пешно передвигаться в любом направлении, резко останавливаться и изменять направление, не перенося полностью вес тела на одну ногу, если игрок потерял равновесие и вес тела перенесен на одну ногу, то изменить направление движения, он может, лишь затратив время и си­лу. Неумелое передвижение требует излишней затраты энергии и вре­мени, вызывает много ошибок.

Бег игрока на площадке должен быть очень быстрым и разнооб­разным. Игрок должен уметь бежать вперед - спиной, боком, скрестно и др. В связи с размерами площадки игроку редко приходится бежать больше 12-15 метров, обычно ему приходится пробегать 5-7 м. Вполне достаточно оторваться от защитника на 60-90 см, чтобы получить мяч или сделать бросок.

В этом основную роль играет резкость старта, быстрота первых одного-двух шагов. За эти два шага можно получить преимущество в 30-40 см и стать недосягаемым для противника.

Резкость старта особенно эффективна, если она сочетается с не­ожиданностью. Старт может быть взят и с места, и во время движения вперед (рывком). Резкое снижение скорости движения и остановка так­же могут помочь оторваться от противника.

Остановки.

Техника остановки игрока с мячом и без мяча должна постоянно совершенствоваться, что научит игрока резко останавливаться на любой скорости. Отметим, что в баскетболе применяются однотактные - оста­новки «шагом»; двухтактные остановки - прыжком и двумя шагами.

В игре применяются очень разнообразные прыжки. Прыжки вы­полняются толчком одной или двух ног, с помощью и без помощи рук. Прыжки могут быть с места и с разбега. Все виды прыжков одинаково важны и применяются очень часто. Отличительной особенностью тех­ники прыжков с разбега является взлет вверх без продвижения вперед.

Неумение оттолкнуться только вверх приводит к тому, что игрок продвигается вперед, когда это совершенно не нужно и часто вызывает столкновения, а, следовательно, персональные ошибки (неумело ис­пользуется стопорящий шаг).

При активной борьбе за мяч иногда игроку приходится выполнять подряд несколько прыжков с места.

Для овладения всем разнообразием сложных по выполнению, прыжков, применяемых в игре, от игрока требуется усиленная работа над их совершенствованием и особенно над развитием прыгучести.

Поворотом называется кругообразное движение игрока вокруг оси, которой служит опорная нога. Величина поворота может быть про­извольной. Чтобы сделать поворот, игрок переносит на одну ногу вес тела, толчком разгибает другую и вращается на опорной ноге, шагая маховой ногой в любую сторону (выполняя полувыпады).

Значительное место в технике передвижения занимает техниче­ский прием - поворот, выполняемый как с мячом, так и без мяча.

Ловля мяча.

Каждый игрок нападающей или защищающейся команды должен в любой момент игры быть готовым к ловле мяча. Для игрока нападаю­щей команды ловля является результатом подготовленной игроком или целой командой передачи, нацеленной данному игроку, поэтому ловля выполняется в наиболее удобном для игрока положения.

Игрокам защищающейся команды ловить более трудно. Они должны быть готовы поймать мяч, посланный не им, а противнику, т.е. они должны перехватить мяч.

Большое значение для игры имеет умение ловить мяч в непосред­ственной борьбе с противником, особенно под щитом после неудачного броска в корзину.

Необходимость ловить мяч в самых неожиданных условиях тре­бует, чтобы игроки совершенствовались во всех приемах ловли мяча: одной и двумя руками, катящегося мяча и летящего низко и высоко по­сле отскока и т.д.

В умении ловли мяча можно выделить три составные части:

    выбор самого удобного места, с которого лучше всего ловить мяч;

    выполнение технического элемента ловли мяча; 3) охрана мяча от противника после ловли.

Для четкого представления, как правильно ловить мяч одной, двумя руками, с полуотскока, катящегося мяча нужно ясно представлять себе весь ход этого действия. Мяч летит всегда с определенной скоро­стью, игрок, который ловит мяч, должен остановить его, сделав усилие, чтобы уничтожить скорость мяча.

Правильная ловля мяча основана на пружинистом движении, ока­зывающем вначале небольшое сопротивление, а затем постепенно уве­личивающееся.

Основа ловли мяча одной или двумя руками одинакова Игрок, овла­девший правильной ловлей мяча и развивший мышечное чувство, позво­ляющее очень быстро и вместе с тем постепенно увеличивать сопротивле­ние для остановки мяча, может ловить мяч, летящий с любой скоростью.

Передачи мяча.

Передавать мяч можно одной и двумя руками по воздуху, катить по площадке и отскоком от площадки. В основе, все передачи должны выполняться движениями плечевого, локтевого суставов и кистей без активной помощи туловища и ног. На упражнения в этих движениях и развитие соответствующих групп мышц нужно обращать особое вни­мание, чтобы овладеть навыками передачи.

Чтобы передачи были точными, необходимо выполнять следую­щие условия:

    Передавать мяч на уровне груди, оценивать обстановку на пло­щадке и передавать мяч игроку, до которого мяч дойдет без перехвата и без борьбы.

    Определить расстояние, на которое нужно передать мяч.

    Выбрать необходимый технический вид передачи в соответст­вии с обстановкой.

    Выполнить правильно передачу, так, чтобы игрок, принимаю­щий мяч, мог сразу же перейти к активным действиям.

    Для ускорения передачи нужно использовать момент аморти­зации, который происходит при ловле. Время амортизации нужно ис­пользовать на подготовку к передаче и как замах. Ловля и передача должны сливаться в одно движение.

Ведение мяча.

Ведение мяча - технический прием, пользуясь которым игрок может самостоятельно передвигаться с мячом на неограниченное рас­стояние.

Ведение как подсобный индивидуальный прием применяется:

    в единоборстве с противником, чтобы уйти, оторваться от него;

    при атаке корзины или в случаях: если нет возможности пере­дать мяч другому игроку.

Мяч ведется одной рукой или поочередно любой рукой. Скорость передвижения зависит: 1) от величины угла, под которым мяч ударяется о площадку; 2) от высоты отскока; 2) от частоты толчков.

Необходимо помнить, что самый быстрый и технически подго­товленный игрок, ведя мяч, будет передвигаться медленнее, чем два игрока, передающих мяч друг другу. Поэтому вести мяч рекомендуется только в случаях, указанных выше и не злоупотреблять ведением, если есть возможность играть, пользуясь передачей.

Броски по корзине.

Бросок мяча в корзину является завершающей стадией атаки, по­этому его необходимо считать самым важным элементом техники игры. Все действия, как индивидуальные, так и командные, сводятся к созда­нию благоприятных условий для броска по корзине. Броски можно раз­делить: 1) сверху; 2) выполняемые снизу. Одной и двумя руками с места и в движении.

Чтобы успешно бросить мяч в корзину любым из способов, нужно выполнять следующие требования:

    бросать мяч с высокой и средней траекторией;

    соблюдать соотношение силы в соответствии к расстоянию до кольца;

    расслабиться перед броском и сделать минимальную паузу, ко­торая необходима для того чтобы сосредоточить внимание на корзине и броске;

    набрасывать мяч на обод корзины: (точки прицеливания);

    последний толчок во время броска должен быть сделан поду­шечками пальцев;

    все движение выполняется равноускоренно.

При всех разновидностях технического исполнения броска он может быть выполнен двумя вариантами: 1) непосредственно в корзину (не касаясь мячом щита); 2) с отскоком мяча от щита.

Применяя разнообразные броски, игроки воспитывают у себя гла­зомер и мышечное чувство, позволяющие рассчитывать силу броска. Броски непосредственно в корзину имеют преимущества по сравнению с бросками после отскока мяча от щита.

Финт - это совокупность ложных движений игрока, направлен­ных на изменение действий противника или потерю им равновесия. Финт применяется с целью ввести противника в заблуждение, а также вызвать соперника на ответные определенные действия с целью созда­ния благоприятных условий для применения того или иного технико­тактического приема. Финты могут быть одиночные - выполнение фин­та и сразу же, максимально быстро, сохраняя равновесие, основного приема. Повторные - повторение одного и того же приема, или сочета­ния ложных движений руками, ногами, туловищем.

Техника зашиты. Классификация .

Основными приемами в технике защиты считаются: 1) защитная стойка; 2) передвижения; 3) приемы борьбы за овладение мячом.

Защитная стойка в практике баскетбола может быть 2-х видов:

    односторонняя защитная стойка; 2) параллельная защитная стойка.

В односторонней защитной стойке одна нога выставлена вперед. В зависимости от выставленной вперед ноги стойка называется правой и левой. В параллельной защитной стойке ступни ног защитника стоят параллельно.

Односторонняя и параллельная стойки равноценны и могут с ус­пехом применяться в игре.

Защитные стойки отличаются друг от друга глубиной посадки иг­рока и называются высокая, средняя и низкая.

Средняя стойка является основной и чаще всего применяется в игре. Низкая и высокая стойки являются дополнительными.

Для защитника, независимо, в какой стойке он находится, боль­шое значение имеет положение его рук.

Мы рассмотрим три основных положения рук при защитных стой­ках, которые чаще всего встречаются в игре против основных действий нападающего - передач, ведение мяча, бросков в корзину и проходов.

При передаче и выходе на мяч руки защитника разводятся в сторо­ны, создавая как бы барьер, препятствующий действиям нападающего.

Против броска в корзину одна рука поднята вверх, вторая опуще­на вниз, страхуя возможность прохода противника.

Против прохода противника с ведением мяча обе руки опускаются в стороны - вниз.

Кроме списанных положений рук, защитник в соответствии с дей­ствиями противника может применять и другие, наиболее отвечающие обстановке, действия.

В любых ситуациях игры защитник должен быть активным, угро­жая отбором мяча.

Передвижения.

Действия игрока защищающейся команды чаще всего являются от­ветными на действия нападающего. Наиболее выгодным приемом пере­движения является приставной шаг, а также «пульсирующий шаг», вы­полняемый как сближение с нападающим с целью нейтрализовать бросок и моментальный отход в и.п. с целью препятствовать проходу под щит.

Приемы борьбы за овладение мячом.

Правильная стойка и своевременное передвижение защитника дают большие возможности ему не только преследовать своего подо­печного с целью помешать, ему сделать бросок в корзину, а также про­водить непрерывные попытки отобрать у него мяч.

Основными приемами защитников в борьбе за овладение мячом являются: 1) перехват; 2) выбивание; 3) вырывание; 4) выкручивание;

    накрывание мяча.

Перехват-это технический прием при защите, который позволяет в один из удобных моментов резким выходом прервать передачу мяча, бросок в корзину или ведение мяча.

Перехват мяча при передачах можно проводить выходом сбоку или из-за игрока.

Выбивание мяча. Защитник, сохраняя защитную стойку, внезапно наклоняется и сближается с противником и коротким движением кисти полусогнутой руки выбивает мяч или сверху, или снизу ударом.

Вырывание мяча успешнее всего применяется, когда нападающий долго задерживает мяч. Мяч захватывается глубже и резким рывком или поворотом против часовой стрелки.

Накрывание мяча - применяется только при броске по корзине. Защитник делает прыжок и рукой накрывает мяч сверху. Защитник не должен наносить выбивающий удар, чтобы избежать персонального за­мечания.

Тактика игры в баскетбол

Тактика - это раздел теории и практики, изучающий закономер­ности развития процесса игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного противника(JI.M. Цетлин).

Тактика игры включает организацию индивидуальных и коллектив­ных действий игроков команды, с помощью наиболее рациональных средств и форм игры. В зависимости от конкретного противника команда должна в различные моменты применять наиболее целесообразную тактику.

Тактическая подготовка ведется по двум разделам: 1) тактика на­падения; 2) тактика защиты.

Тактика нападения может быть подразделена на индивидуальные тактические действия, групповые действия, командные действия.

Групповые действия - это действия группы игроков, организуют­ся и как свободные совместные действия, избираемые в зависимости от игровой обстановки, и как разученные комбинации.

Командные действия . К ним относятся взаимные действия всех игроков команды, направленные на выполнение общекомандных задач. Основная цель командных действий - организовать и подчинить единой мысли действия всех игроков для того чтобы достигнуть успеха, побе­ды. Командные действия организуются с помощью различныхсистем.

Системой игры называется совокупность действий игроков, в ко­торых определены расстановка игроков на площадке и функции каждо­го игрока, соответствующие месту в этой расстановке.

Все системы отличаются друг от друга расстановкой игроков.

В современном баскетболе наиболее часто применяются следую­щие системы:

    Длительный контроль мяча (позиционное нападение - 24 сек).

    Быстрый прорыв (в том числе сверхбыстрый прорыв).

    «Отдай и выйди», или подвижное нападение пятью игроками.

    «Восьмерка».

    Нападение, основанное на сильном центровом игроке.

    Серий комбинаций (с названием заранее обусловленного номера).

    Система нападения против зонной защиты.

    Нападение без центра с применением проходов и ведения мяча.

    Нападение бросками с дальних дистанций.

    Нападение, построенное на использовании выдающихся качеств от­дельных игроков.

Позиционное нападение.

Под системой длительного контроля мяча мы понимаем систему нападения, оспованную на подчеркнуто долгом держании мяча коман­дой с применением бросков только из очень выгодных положений в те­чение 24-х секунд. Это должно сочетаться с надежной защитой.

Временами такие действия создают у защиты противника ложное чувство безопасности. Нападающий может использовать это обстоя­тельство, чтобы быстрым маневром создать выгодное положение для броска.

Команда такого стиля почти не имеет потерь из-за неточных пе­редач или плохой ловли мяча. Игроки такой команды очень много тре­нируются в передачах и правильной ловле, тем самым сводя возмож­ность перехвата передач противником к минимуму. Редко встречается у таких команд и неподготовленный бросок. Игроки обучены ценить вы­сокий процент нападения и зря мяч по корзине не бросают. Команда, применяющая систему длительного контроля мяча, всегда отличается высокой игровой дисциплиной.

Стремительное нападение.

Быстрый прорыв.

Из всех систем самой популярной является система быстрого прорыва. Она имеет множество вариантов, но цель их всегда одна - мяч должен быть доставлен под корзину противника прежде, чем защита успеет организоваться. Быстрый прорыв - это хорошо продуманная и организованная система нападения. Как правило, используется длинная или короткая передача, ведение или сочетание этих приемов.

Преимущества быстрого прорыва:

    Быстрый прорыв - наиболее краткий путь к достижению цели игры: забросить мяч в корзину противника.

    Приучает отбрасывать все излишние технические приемы и бесцельное ведение мяча.

    Непрерывный бег, перемещения, сопровождающие прорыв, смогут во многих случаях расстроить игру противника.

    Защита противника, от непрерывных усилий остановить быст­рый прорыв, легко приходит в замешательство.

    Применение быстрого прорыва повышает возможности коман­ды в борьбе за отскоки на своем щите.

    Этот стиль игры вызывает интерес у игроков и зрителей.

Недостатки быстрого прорыва:

    Желание быстрее перевести мяч к корзине противника приво­дит к рискованным передачам, что часто вызывает потери мяча.

    Игроки должным образом перестают ценить владение мячом.

    Игроки получают больше персональных замечаний и др.

Сверхбыстрый прорыв .

Сверхбыстрый прорыв команды начинается с момента овладения мячом в любом месте площадки. Все пять игроков молниеносно устрем­ляются вперед. В сверхбыстром прорыве отсутствует перемена темпа.

Для этой системы характерны те же ошибки и преимущества, что и в предыдущей системе нападения.

Отдай и выйди.

Поскольку успешное применение этой системы базируется на вы­сокой технике владения мячом, непрерывном перемещении и большой подвижности всех пяти игроков, наличие высокого центрового необяза­тельно, т.к. каждый игрок эпизодически, когда для этого имеется благо­приятная обстановка, занимает позицию центрового.

После передачи игрок может пройти или впереди игрока с мячом, сделав рывок к корзине, или из-за спины - получив короткую передачу с возможностями для броска с места из-под заслона. Игроки должны в совершенстве владеть техникой перемещений без мяча.

«Восьмерка» - система нападения, впервые введенная в практику баскетбола тренером Петербургского университета. «Восьмерка» может выполняться тремя игроками (малая восьмерка) или всеми пятью игро­ками (большая восьмерка). Движение совершается каждым игроком по кругу и каждый встречный игрок получает мяч, делает 1 шаг к корзине, под прикрытием партнера.

Система нападения против зонной защиты сводится к следующему:

    создать численное преимущество в одном из участков зоны;

    расщепить защиту;

    сместить зону в противоположную сторону от снайпера;

    атаковать со средних и дальних дистанций;

    быстрый прорыв;

    передачи.

Тактика защиты.

Индивидуальная тактика защиты включает правильно избранный вариант стойки и применение необходимых технических приемов для противодействия нападающему, а также правильно провести единобор­ство за мяч.

Групповые действия . К ним относятся взаимодействия 2, 3 и бо­лее игроков. Групповые действия в защите могут быть следующими: подстраховка, противодействие заслонам, переключение, игра при чис­ленном равенстве, игра при численном перевесе.

Командные действия . В командных действиях имеется два вида защиты: концентрированная и подвижная - «рассредоточенная».

Концентрированная защита. Главной задачей концентрированной защиты является прочная оборона ближайших подступов к щиту. В ее организации могут быть разные принципы опеки игроков, в связи с чем различают систему личной изонной защиты.

Система личной зашиты . Основным принципом организации дей­ствий игроков является держание каждым игроком совершенно опреде­ленного игрока соперника. С потерей мяча все игроки возвращаются к своему щиту, где располагаются, образуя линии обороны. Данная сис­тема применяется:

    против команд, не владеющих дальним броском и атакующих корзину в основном с близких и средних дистанций;

    против команд, имеющих высокорослых игроков, которых трудно опекать;

    в определенных ситуациях, когда имеется перевес в счете и за­тягивание времени атаки выгодно защищающейся команде;

    против команд, в составе которых имеются игроки, обладаю­щие острыми проходами к щиту.

К игрокам, применяющим данную систему защиты, предъявляют­ся следующие требования: хорошая атлетическая подготовка, необхо­димая для длительного контроля, противодействие опекаемому игроку, высокая техника индивидуальных действий в защите, хорошее взаимо­понимание, особенно при перемещениях, подстраховке - в тех случаях, когда произошел неравноценный обмен игроками.

Система зонной зашиты . При зонной защите действия команды организованы таким образом, что каждый игрок ведет борьбу в опреде­ленной части площадки, примыкающей к щиту, и в случае ухода игрока с мячом из данной части площадки, не перемещается с ним. Применяет­ся она против команд, ведущих позиционную игру.

Положительные стороны данной системы защиты:

    отсутствие необходимости постоянно перемещаться за опекае­мым игроком;

    возможность закрывать все подступы к корзине, постоянно обеспечивая подстраховку;

    затруднение для противника передачи мяча внутрь зоны и при­менения комбинаций с заслонами и активным проходом;

    благоприятные условия для осуществления «быстрого» проры­ва при перехвате мяча.

Данная система непригодна в конце игры, если команда проигры­вает в счете.

Подвижная защита (рассредоточенная). Наиболее активной и эф­фективной является подвижная защита. Она агрессивна, ускоряет темп игры, вынуждает команду противника чаще ошибаться, требует высо­кой индивидуальной техники владения мячом. Различают две системы подвижной защиты:личная и зонная .

Личный прессинг - наиболее подвижная защита. В основе ее ле­жит опека игрока игроком. Каждый из них вступает в борьбу немедлен­но, как только команда потеряла мяч, независимо от того, в какой части площадки это произошло. За счет значительной активизации противо­действия она не позволяет противнику осуществить заранее намечен­ный тактический план. При прессинге защитник находится в более низ­кой стойке и опекает игрока очень плотно. Выбор позиции защитника по отношению к подопечному зависит от положения мяча. Защитник должен находиться на линии возможной передачи (опекать со стороны мяча).

Игроки, которых так опекают, начинают суетиться в выборе по­зиции и допускают ошибки. Прессинг требует хороших групповых взаимодействий, основанных на переключениях и подстраховке. При оборонительных действиях организация опеки игроков может осущест­вляться двумя способами:

    каждый опекает определенного игрока и при потере мяча не­медленно следует к нему;

    к опеке принимается любой ближайший игрок.

Зонный прессинг . Начало противодействия осуществляется так же, как и при личном прессинге, только игроки опекаются по зонному принципу.

Задача игроков второй линии - подстраховка действий игроков передней линии, выполнение перехватов при передачах и защита под­ступов к щиту.

Сильные стороны прессинга:

    эффективен в конце игры при отставании в счете;

    эффективен против медлительной команды;

    помогает прессингующей команде забросить мяч после пере­хвата передачи;

    повышает настроение команды;

    нервирует игроков атакующей команды.

Смешанная система защиты . Часто в игре применяется защита, в которой присутствуют два принципа держания игроков - зонной и лич­ной. Такую систему защиты называют смешанной. Наиболее распро­страненным является вариант, когда четыре игрока играют по зонному принципу. Применяется против команды, в которой имеется снайпер, требующий непрестанной личной опеки. Возможны и другие варианты смешанной защиты.

Сильные стороны смешанной защиты:

    защита может быть направлена на нейтрализацию самого ре­зультативного игрока команды противника;

    использование смешанной защиты часто ставит соперников в тупик из-за ее необычности;

3) защита прекрасно использует способности игроков команды;

    в игре познаются ценности как личной, так и зонной защиты;

    защитник, действующий впереди, имея сзади хорошо организо­ванную защиту, может внести неуверенность в действия атакующих.

Взаимосвязь техники и тактики игры в баскетбол

Технические приемы в баскетболе весьма разнообразны и в боль­шинстве случаев очень сложны по координации. Сложность игровой деятельности увеличивается еще в связи с тем, что специальные движе­ния игроков (ведение и передача мяча, броски в корзину) часто выпол­няются во время бега и прыжков и обусловлены быстрым перемещени­ем мяча в условиях непрерывной борьбы за него. Чем больше закрепле­ны и автоматизированы двигательные навыки у игроков, тем свободнее они выполняют различные технические приемы. У квалифицированных игроков стереотипно и автоматизировано производятся не только тех­нические, но и большинство тактических взаимодействий, что необхо­димо для решения более сложных тактических задач в процессе игры.

Игрок должен не только в совершенстве владеть теми или иными приемами, но и уметь применять их в самых разнообразных условиях игры. При этом чем быстрее и в большем соответствии с конкретной обстановкой осуществляются ранее сформированные двигательные на­выки, тем успешнее протекает игровая деятельность. Однако нередко в процессе игры возникает необходимость срочного изменения привыч­ных движений. Это может осуществляться путем перестройки коорди­национных отношений, в результате чего у игрока формируются новые двигательные навыки. При игровой деятельности, таким образом, имеет значение не только стереотипная деятельность нервных центров, но и «творческая», обеспечивающая создание новых форм движений.

При игре в баскетбол предъявляются большие требования к цен­тральной нервной системе и двигательному аппарату, в связи с большой быстротой выполнения движений, частой сменой их форм и направле­ний, а также частым изменением интенсивности мышечной деятельно­сти. В процессе тренировки у игроков увеличивается сила и подвиж­ность нервных процессов, возбудимость и лабильность всей системы, осуществляющей движение.

Электрографическими исследованиями обнаружена более совер­шенная координация движений у квалифицированных игроков. Напри­мер, у баскетболистов - мастеров спорта - при передачах мяча и бро­сках его в кольцо относительно небольшие по частоте и амплитуде, электрические потенциалы мышц сконцентрированы во времени, т.к. возникают непосредственно при движениях. Лишь в более сложных ус­ловиях эксперимента, например, при наличии третьего игрока, выпол­няющего роль защитника, электрическая активность мышц отмечается у них еще до получения мяча. У неквалифицированных баскетболистов электрические потенциалы мышц не сконцентрированы во времени. Они возникают задолго до получения мяча и нередко даже при обман­ных движениях партнера. Последнее объясняется отсутствием необхо­димых дифференцировок.

Развитие двигательных качеств школьников

При обучении основам техники и тактики игры учителю необхо­димо добиваться повышения уровня быстроты, скоростно-силовых спо­собностей, прыжковой выносливости учащихся и т.д.

Для воспитания быстроты движений используют скоростные уп­ражнения. Продолжительность одного повторения скоростного движе­ния колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности уче­ников и конкретных задач - от 2-3 до 10-12 сек. Длину дистанции вы­бирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5-6.

Между попытками используется активный отдых длительностью от 1 до 2-3 минут, паузы между повторениями заполняют упражнения­ми малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении.

Для воспитания скоростно-силовых качеств применяют всевозмож­ные прыжки, разнообразные упражнения с баскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые в координационном от­ношении сходны с уже освоенными двигательными навыками.

Для повышения прыгучести школьников используют сочетания различных прыжков «в глубину» с последующим напрыгиванием вверх и доставанием высоко расположенного предмета, многочисленные ва­рианты прыжков через гимнастическую скамейку.

Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включают такие специальные упражнения и игры, в которых развивает­ся способность игрока длительное время выполнять прыжки макси­мальной мощности.

Развитию прыжковой выносливости, совершенствованию коорди­нации движений, укреплению мышц голени и кистей рук способствуют прыжки со скакалкой. Их можно выполнять различными по характеру движений и степени сложности способами.

Хорошо стимулируют развитие прыжковой выносливости много­кратные подскоки, выполняемые с предельной или околопредельной мощностью. За одну попытку, в зависимости от подготовленности уче­ников, может совершаться от 10 до 30 подскоков подряд, с интервалом в

Упражнения целесообразно объединять в комплексы и отводить от 7-10 до 15-20 минут урока.

Методика обучения

Обучение основным приемам игры в баскетбол начинают на пер­вых уроках. Сначала обучают ребят рациональной стойке и перемеще­ниям игроков в нападении и защите, а такжедержанию мяча . Затем зна­комят с простейшими способамиловли ,передачи иведения мяча. Далее по мере усвоения навыков передач мяча переходят к обучению техникебросков в корзину. Одновременно разучиваются разнообразные спосо­бы остановок (шагом, затем прыжком), поворотов, плечом вперед и на­зад идвухшажную технику работы ног.

Постепенно условия выполнения приемов усложняются, повыша­ется скорость передвижения учащихся без мяча и с мячом, они овладе­вают элементарными простейшими обманными действиями . Все боль­ше внимания уделяется изучению техники игры в защите. В занятия по­следовательно включаются элементы индивидуальной, групповой и ко­мандной тактики.

На этапе начального разучивания формируют умение выполнять прием в общих чертах. На этом этапе у учащихся создают верное пред­ставление о двигательном действии, восполняют пробелы в их двига­тельном опыте. Элементами, необходимыми для выполнения действия в целом, предупреждают или устраняют лишние движения и грубые ошибки.

Продолжительность этого этапа зависит от координационной сложности технического приема, степени его новизны, возраста и уров­ня подготовленности учеников. Нужно по возможности сокращать вре­мя первоначального разучивания. Растянутое формирование двигатель­ного навыка в облегченных условиях отрицательно сказывается на эф­фективности применения технического приема в игре, где мгновенное изменение ситуации, смена позиций партнерами, противодействие со­перников требуют соответствующей перестройки движений. Примене­ние этого тезиса возможно при условии хорошей двигательной подго­товленности занимающихся.

На этапе начального разучивания нужно стремиться, как можно технически правильно показать изучаемый на уроке прием. Очень важ­но применение диапозитивов, кииокольцовок, кинограмм выполнения приема сильнейшими баскетболистами.

Затем учащиеся приступают к выполнению двигательного дейст­вия. При изучении техники бросков, ведения и передач предварительно имитируют движения без мяча.

Поскольку первые впечатления наиболее устойчивы, нужно с са­мого начала стремиться к возможно более точному, по внешней форме и характеру усилий, выполнению приема.

Во время практического ознакомления с двигательным действием особенно тщательно контролируются первые попытки его выполнения учащимися. Это позволяет определить, какие существенные ошибки встречаются наиболее часто, и установить причины их возникновения. При исправлении ошибок учителю необходимо остановиться на их при­чинах и вновь продемонстрировать рациональную технику приема. За­тем учащиеся приступают к повторению упражнения.

На следующем этапе - этапе углубленного изучения двигательно­го действия школьники уточняют его структуру, усваивают все сущест­венные детали техники. Первоначальное умение доводят до точно отра­ботанного навыка, путем многократного выполнения изучаемого техни­ческого приема (или тактического действия), постепенное устранение ошибок, сообщения дополнительных сведений. Чаще применяется цело­стный метод, при котором двигательное действие выполняют целиком, а не по частям. На этом этапе учащиеся могут соревноваться, кто правиль­нее исполнит технический прием в целом, его отдельный фрагмент.

Во время пауз меяеду повторениями учащимся предлагают самим проанализировать собственные движения и действия товарища, т.е. взаимообучение. Это способствует совершенствованию навыков само­анализа двигательных ощущений и углублению представлений об осо­бенностях техники игры.

Неточности в технике изучаемого приема должны немедленно исправляться. Повторение ошибочных движений ведет к их закрепле­нию, а сформировавшийся неправильный двигательный навык очень трудно устранить, поэтому ошибки и неточности в технике баскетболь­ного приема следует устранять в самые кратчайшие сроки. Важно ис­пользовать для контроля все способы информации о движении. Это и собственные ощущения, подсказки учителя, партнера, применение раз­нообразных вспомогательных наглядных и технических средств.

На этапе закрепления и совершенствования обучают умению пользоваться изучаемым приемом в разнообразных игровых ситуациях. Чтобы тот или иной навык с успехом применялся в игре, он должен удачно сочетаться с остальными техническими приемами. Когда движе­ние выполняется автоматически, учащиеся могут полностью сосредото­читься на оценке игровых ситуаций и выбрать рациональный вариант двигательного действия. При углубленном разучивании техники прие­мов параллельно решают простейшие тактические задачи: выполнив за­данным способом передачу мяча, переместиться в конец противопо­ложной колонны приставными шагами или, выполняя ведение, попы­таться уйти от воображаемого защитника, используя смену направлений и темпа, обманные движения и другое. На этапе закрепления и совер­шенствования технические приемы всегда выполняют, решая все ус­ложняющиеся задачи индивидуальной тактики.

Если при первоначальном разучивании броски, ведение и переда­чи мяча выполняют на месте, то на этом этапе скорость соответствую­щего перемещения доводиться до максимальной. Следует добиваться также и сокращения времени, затрачиваемого на непосредственное вы­полнение изучаемого двигательного действия.

[ Упражнения для совершенствования основных приемов бас­

кетбола

[ Упражнения, способствующие совершенствованию усвоенных

технических и тактических приемов, подбирают с таким расчетом, что­бы их сложность все время увеличивалась. Успешно проходят упражне­ния, особенно в 5-7 классах, в форме эстафет, подвижных и учебных игр, которые должны включать в себя изучаемый материал по технике и тактике. Для лучшего усвоения материала на каждом уроке повторяют ранее изученные приемы до тех пор, пока они не будут прочно закреп­лены. Длительное выполнение одних и тех же приемов в однообразно построенных упражнениях утомляет учащихся. Чтобы поддержать вы­сокую эмоциональность, следует изменить условия выполнения упраж­нения, исходное положение, использовать комплексные упражнения, в которых сочетаются ранее изученные приемы с новыми, применять со­ревновательный метод (кто лучше, точнее, быстрее).

Методы, применяемые для решения задач урока

Педагогический метод : словесный, наглядный, практический.

Развитие физических качеств :

    повторный - интервальный;

    переменный - контрольный;

    игровой - соревновательный.

Техническая подготовка:

    расчлененный - целостный;

    подводящих упражнений;

    сопряженных воздействий;

    Спрингфилд, Массачусетс - место, где зародился баскетбол. Учитель колледжа Джеймс Нейсмит подвесил к перилам деревянные корзины, предложил своим студентам забросить в них мяч и стал изобретателем одной из самых популярных спортивных игр на планете.

    Правила игры в баскетбол кратко изложенные более века назад Нейсмитом в тринадцати пунктах, существенно отличались от того, что мы видим сегодня. Переход от любительского спорта к профессиональному повлиял на все аспекты развития. Эволюция получилась разительной, но главный принцип - забросить мяч руками в «корзину» соперника, сохранился.

    Сколько игроков в баскетболе: обзор правил

    Основные положения сегодня регламентируют все нюансы игры: сколько игроков в баскетболе могут находиться на площадке одновременно, какое количество секунд дается на бросок, кто может взять тайм-аут. Изменения, происходившие на протяжении двадцатого столетия, закончились лишь в 2004 году, но до сих пор существуют отличия в регламентах НБА и ФИБА.

    Если излагать общие правила игры в баскетбол кратко, то получится вот такая выборка:

    • игра состоит из четырех отрезков (четвертей) по десять или двенадцать минут чистого времени;
    • матчи проходят между двумя командами, состоящими из 12 игроков;
    • на площадке с каждой стороны должно быть не более 5 участников;
    • ведение мяча и броски по кольцу разрешается делать только руками;
    • за каждое попадание начисляются очки — в зависимости от места, откуда был выполнен бросок, это может быть одно (штрафной), два (из пределов зоны) или три очка (из-за линии);
    • победителем становится команда, набравшая по истечении времени большее количество очков.

    Но это только базис. Правила прописывают все технические моменты, начиная от формы игроков и окружности мяча и заканчивая размерами игровой площадки. Причем свод правил зависит от организаторов соревнований. Так, к примеру, высота кольца в баскетболе одинакова во всех лигах и составляет ровно десять футов (3,05 м.), а вот трехочковая линия по правилам ФИБА расположена в 6,75 м. от щита, а в НБА - в 7,24 м.

    Эффективные упражнения для баскетбола

    Упражнения для баскетбола - разделяются по профильным группам исходя из цели обучения. В любом виде спорта, для развития навыков игроков нужны регулярные тренировки.

    Техника ведения мяча в баскетболе - является одной из базовых элементов. Ей обучают на самых ранних этапах, поскольку этот элемент регламентирован правилами игры. Для начала отрабатывается контроль мяча кистью и ладонью в статичном положении, после чего можно переходить к тренировке ведения в разных стойках.

    Передача мяча в баскетболе - важная составляющая игрового процесса. Наиболее популярными для развития этого навыка упражнениями являются передачи с движением в колоннах, «квадраты» по шесть против одного, а также перепасовка двумя мячами поочередно. Все передачи во время тренировок должны исполняться максимально точно и сильно.

    Защита в баскетболе - ключевой аспект. Оборонительные действия требуют, как технических, так и тактических навыков. Игроки должны уметь правильно выбирать позицию для игры «один в один», а также осуществлять перехваты, блокировать броски и совершать подборы в случае отскока. Совокупность владения командой этими элементами часто оказывается решающим фактором для победы.

    Одежда для баскетбола - это майка без рукавов, шорты и кроссовки. Рекомендуется уделить особое внимание выбору обуви, поскольку от ее характеристик зависят динамичность и прыгучесть. В отличии от хоккея или американского футбола, экипировка баскетболистов не требует серьезных вложений.

    Заключение

    Из этой статьи вы узнали основные правила баскетбола. Если вы хотите научиться играть в баскетбол, тогда придерживайтесь правил и занимайтесь упражнениями, которые повысят ваш навык в этом виде спорта.

    Тренировки